КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеМолодежная политика на марше

24 НОЯБРЯ 2010 г. ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО

С дней первой русской революции признаком политической оттепели и гражданского подъема стали многочисленные граффити и листовки на заборах и стенах. Уже в 1920-е годы по понятным причинам их заменили аполитичные безадресные матерные каракули. Наличие актуальной неподцензурной листовки на девственных советских стенах невозможно было представить. Если таковые появлялись, то на короткий миг и затем лишь, чтобы исчезнуть навсегда вместе со своим изготовителем.

Наконец, в начале перестройки (1987-1988) робко вылезли на различные уличные поверхности некоммунистические листовки, слоганы и плакаты, став своего рода приметой наступавших перемен.

В 1990-е, как ни странно, подавляющее число уличных агитматериалов были агрессивно-националистического характера (или откровенно коричневые, или красные, сталинистские). О начале очередной предвыборной кампании можно было легко догадаться по надписям на заборах вдоль веток железной дороги: «Россия для русских», «Русские, объединяйтесь», «Жиды — в Израиль». А в подворотнях чернели уныло-зловещие знаки свастики и серпастые круги НБП.

Потом эта вакханалия надписей исчезла. Частично вернулись «стерильные» времена.

И вдруг — оживление заборной войны на исходе нынешних, «нулевых» лет. Но в отличие от 1990-х новый этап листовочно-плакатно-настенной «малярной» эпидемии носит не политический, а скорее «воспитательный» характер. В октябре, к примеру, улицы подмосковного промышленного города Электросталь покрылись «листопадом» из настенных агитационных материалов. Стены домов и киосков, заборы, огораживающие стройки, кирпичные коллекторы, железные двери подсобных помещений, плоскости бетонных лестниц, ведущих в супермаркеты, запестрели крупными черно-белыми, красными, сиреневыми рисунками и надписями, сделанными под трафарет. На нескольких улицах я насчитал более 20 видов таких плакатов (общее же их количество во много раз большее). Вот некоторые образцы (орфография сохранена):

«Прекрати пить. Вымираем как индейцы. А МЫ СЛОВЯНЕ!!!»

«Кури, бухай, рожай уродов!»

(первые две надписи — огромные слоганы на оцинкованном заборе)

«А ты знаешь правду о геноциде русского народа?»

«Свинья, не бросай мусор на улицы города, а бросай пить и курить, начни окультуриваться»

«Алкоголь — оружие тварей…» (на торце дома)

«Русский, освободись от зависимостей! Живи трезво»

«Русский! Брось пить»

«Русские выбирают спорт» (рядом изображен тяжеловес, поднимающий штангу)

«Ты русский! Гордись этим»

«Свобода. Равенство» (рядом с нацистской эмблемой волка и черным человеком в черной маске)

Эти агитационные материалы демонстративно обращены, прямо или косвенно, к представителям «титульной» нации. С плакатов объявляется война не только дурным привычкам (водке, пиву, курению и проч.), но и врагам (подразумевается), насаждающим «гниль» в русском народе. Обличаются не только чужеродные пороки, но и те слабые элементы внутри коренной нации, которые превратились в «животных» и стали проводниками враждебных влияний. Вырожденцам противопоставлено национальное (хочется сказать, и классово-правильное) здоровье в лице спортсменов. Русские подвергнуты геноциду, преодолеть который помогут атлеты со здоровым телом и духом. Только они могут культурно проводить время, рожать здоровых детей. Только они трезво готовы умереть «за Родину», думать по понятиям, с открытыми глазами подняться с колен и сокрушить своих угнетателей. Такой посыл читается в этой уличной акции.

Сразу вспоминается громкий сентябрьский сюжет в Ростове-на-Дону, где на мирно выпивавшую у магазинов «славянскую молодежь» неожиданно набрасывались группы юнцов в масках, быстро и сильно избивавших своих нетрезвых сверстников под крики «Русские не бухают!». Снимок одной из заборных надписей, появившихся тогда на улицах Ростова, схож с теми, что разукрасили улицы Электростали. Тогда же в СМИ высказывались предположения о связи агрессивных «воспитательных» налетов с националистическими организациями «Русский образ» и «Автономное сопротивление». В самом деле, если зайти по ссылке на сайт «Pravdu.ru», предложенный на некоторых из плакатов в Подмосковье, то попадешь как раз в махрово-агрессивное и пошлое собрание националистических агитматериалов.

Возникает вопрос, откуда у пропагандистов-маляров возникли средства для проведения достаточно масштабной акции? Ведь даже для настенных и тротуарных рекламных предложений вроде тех, что зазывают снять квартиру на ночь или посетить близлежащий ломбард, мастерятся специальные трафареты небольших размеров. В данном же случае требовалось изготовить несколько десятков трафаретов крупной величины, состоящих не только из текста, но и из рисунков. А затем потратить не один час для того, чтобы нанести их на здания.

Нужен был состоятельный заказчик и умелый организатор. Кто он? Вряд ли средствами независимой журналистики можно найти ответ на этот вопрос. Однако угадать направление, в котором нужно искать решение, вполне возможно.

Между двумя городами юга и центра России лежит тысяча километров, но объединила их схожая акция псевдоантиалкогольного протеста с националистическим подтекстом. Такое у нас в стране возможно только при соответствующих сигналах сверху, из центра.

В последний день мая в Электростали прошел флэшмоб, проведенный молодежным волонтерским движением «Люди доброй воли», посвященный борьбе с курением. Местная газета отметила характерную особенность мероприятия: жесткость, граничащую с хамством, в отношении курящих граждан. Движение базируется в МУПРе «Молодежный центр». Это «муниципальное учреждение по работе с молодежью» в октябре проводило в городе акцию «Нам без пива жить красиво», включающую в себя конкурс антирекламы пива и «шествие молодежи». Странная перекличка между тематикой официозного мероприятия и десантом явно неофициальных плакатов на улицах города.

Вряд ли городские чиновники решатся инициировать политические игры, которые в той или иной степени дестабилизируют положение на подведомственной им «территории». А вот молодежные вождята могут так расшифровать благие пожелания руководящих органов, что обывателю мало не покажется. Ведь и маленьким лидерам нужно делать большую карьеру, привлекая к себе внимание масштабно проведенными мероприятиями.

Брутальный, хамский тон уличных плакатов, их образный ряд апеллируют к печальному тоталитарному прошлому XX века: к советской агитке 1920-1930 годов и к ее двойнику, нацистским пропагандистским листкам. Красные и коричневые агитаторы использовали соответственно классовые или расовые признаки, чтобы обрушивать на головы их носителей ненависть, унижения и угрозы. В СМИ уже отмечалось, что и для прокремлевских радикалов типа «Наших», и для лево-правой радикальной молодежи различно оцениваемые вредные привычки и зависимости, «социальные» пороки, вообще инакомыслие становятся нынче удобным поводом для агрессии. Подчеркнем одну особенность, характеризующую внутренний мир тех, кто культивирует в себе и окружающих подобные настроения. Тоталитарная пропаганда, апеллируя к грубым инстинктам, старалась на животном и коллективистском уровне мобилизовать рядового человека. Грозно бичуя «плохих», «недочеловеков» или классово-несознательных, она сплачивала толпу и добивалась от нее энтузиазма. Целью подобных антипивных, антиалкогольных уличных акций является как раз попытка вызвать у населения одобрение централизованных воспитательных и проч. идеологических кампаний. И не просто одобрение, а восторженную готовность следовать в русле руководящих указаний.

Именно так в стране создается удушающая атмосфера агрессии и насилия, в которой творится бесчисленная череда преступлений против человечности и элементарного порядка. Кажется, что, объяви кампанию за спортивный и трезвый образ жизни, осуди выпивох, заклейми их «свиньями», «прихвостнями» антирусских сил — и толпы придут к пропагандистам «всего хорошего» за дальнейшими указаниями и приказами. Но в реальности ничего подобного не происходит и не произойдет. Потому что смертельные болезни общества могут излечиваться только в результате долгих, терпеливых, многогранных и многоуровневых усилий, только при осуществлении дорогостоящих социальных программ, рассчитанных на десятилетия. Без рапортов наверх о победах, без истерик и надрывных заклинаний.

Молодежная политика, основанная на мобилизационных лозунгах и методах, — путь в никуда. Она может привести только к беспощадному обнажению морального банкротства своих вдохновителей. Может привести и к худшему — к национальному позору. Ведь когда общество теряет память и волю, им начинают управлять с помощью криминальных посланий в виде черных пляшущих человечков на заборах и в подворотнях.

 

 

 



Обсудить "Молодежная политика на марше " на форуме
Версия для печати