Налоговый Майдан
Киевский Майдан отмечает очередную годовщину «оранжевой революции», здесь вновь кипят страсти, завозятся палатки и самопровозглашенные «лидеры оппозиции» пытаются «возглавить протест». Третью неделю в Киеве тысячи предпринимателей со всей Украины митингуют против одобренного большинством Верховной Рады проекта Налогового кодекса. На подъездах к Киеву вновь стоят автобусы с «активистами», Крещатик перекрыт, город застревает в пробках. И власти пребывают в понятной растерянности: то ли запретить — благо есть повод — визит патриарха Кирилла, то ли демонстративно «пойти навстречу». По крайней мере, слухи о ночных заседаниях Кабмина и о том, что президент может наложить вето на принятый 18 ноября во втором чтении проект Налогового кодекса, просочились на улицу. Они всерьез обсуждаются медийными аналитиками и, похоже, возможность ветирования или, по крайней мере, переголосования «изменений к закону» не исключают серьезные люди в Администрации. Причем на Банковой говорят о «вето президента» и о том, что Янукович внесет другой проект, который будет срочным порядком проголосован (нет ничего невозможного, нынешнее парламентское большинство голосует, как машина). Премьер Николай Азаров допускает возможность компромисса и пересмотра отдельных статей по «упрощенке».
А в двух словах сюжет таков.
Новый закон, по словам его разработчиков и лоббистов, «самый либеральный в Европе» и сокращает налоговые ставки (НДС с 20% до 17%, налог на прибыль с 25% до 16% в течение 5 лет), но в то же время он прекращает действие т.н. «упрощенки» — упрощенного налогового режима для малого бизнеса. Сокращение налоговой ставки выгодно для крупного бизнеса с «крышей» в Киеве, мелкий бизнесмен знает, что налоговик доберет свое и тем больше доберет, чем более препон и запретов появляется в новом кодексе. А там появляется серьезное ограничение доходов «для маленьких», увеличивается ставка единого налога, сокращается перечень видов деятельности, зато умножается перечень штрафных санкций и отчислений. Мелкие предприниматели выходят на улицу сегодня, потому что через несколько месяцев они окажутся на улице… по факту.
Почему представители крупного бизнеса лоббируют сокращение ставок на прибыль — понятно, почему разработчики из Кабмина упрощают жизнь для налоговиков и «добирают» бюджетные поступления за счет «маленьких» — тоже понятно. Каким «левым» образом в качестве «поправок» 16 ноября были срочно проголосованы льготы для тех, кто работает с газом, антиквариатом и сэконд-хэндом, тоже, в общем, догадаться не сложно. Но зачем теряет на этом странном мероприятии остатки рейтинга Сергей Тигипко? Зачем теряющая популярность правящая партия поднимает против себя Донецк и Луганск (а киевский Майдан объединил на этот раз и Запад, и Восток, и Львов, и Тернополь, и Полтаву, и в целом этот кодекс уже назвали «инструментом для склейки Украины)? И зачем, наконец, Азарову все эти проблемы с налоговой базой накануне Нового года, когда нужно отчитываться перед МВФ о бюджетном дефиците в 2011-ом, и зачем Януковичу нужен был киевский Майдан накануне брюссельского саммита?
Впрочем, с саммитом все обошлось, Янукович благополучно улетел из мокрого и митингующего Киева в гостеприимную Европу, и там ему пообещали некий план действий по безвизовому режиму. И, похоже, этот неясный пока «дорожный план» станет единственным подарком украинцам к Новому году. Потому что уже в следующем году их ждет Трудовой и Таможенный кодексы, и пенсионная реформа, и все-все-все «непопулярные меры», которые пообещали в свое время Азаров и Тигипко. Сегодня с киевскими митингами успешно борется осенний дождь, зимой на помощь министрам-реформаторам придут морозы. А вчера женщины в цветных пластиковых дождевиках — те самые митингующие на Майдане «представительницы мелкого бизнеса», лоточницы и «торговки без кассовых аппаратов», те, которые, по словам Николая Азарова, «ни разу не читали Налогового кодекса и не знают, кто ими манипулирует», и те, с которыми отказался «обсуждать реформы» Сергей Тигипко — вчера они просили помощи у… патриарха Кирилла. Они просили его «благословить Януковича». Чтобы тот отменил плохой кодекс и принял новый – хороший, который немедленно сделает всех богатыми и счастливыми.
Киев