КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахПропащая грамота

25 НОЯБРЯ 2010 г. ЛЕОНИД РУЗОВ

nnm ru

Я не большой поклонник детективов. Помню только, что книжные сыщики, дедуктивные и не очень, имеют свои «три источника и три составные части» доказательства: мотив совершения преступления, и оставленные злодеем улики, и -возможность совершить злодеяние.

А то бывает, и мотив есть, и следов натоптано - ан нет, алиби...

Так что появление каких-то документальных свидетельств передачи в 2006 году полония-210 в структуры Федеральной службы безопасности не могло не заинтересовать: хоть какое-то продвижение!

С «мотивом» всё было более-менее понятно: товарищи из органов, выступающие со словами типа «мы к этой сволочи потерпевшему личный неприязнь не испытывали», в комментариях не нуждались.

С уликами, вроде, тоже особых напрягов не было: густые полониевые следы, оставленные в Европах незадачливыми «агентами два нуля», позволяли сделать недвусмысленные выводы.

Но вот незадача: и сами «агенты два нуля», и их товарищи из «органов» насмерть стояли на том, что это сам Литвиненко их всех заразил и всё вокруг перепачкал. И что за дела, если со следами, найденными в Европах - как по месту и времени загрязнения полонием, так и по интенсивности загрязнений, - эта оправдательная версия не очень-то вязалась? Ведь «русского следа» не было вовсе - о чём, по крайней мере, отчитывались отечественные контролирующие службы.

И ведь не проверишь! Не узнаешь, кто, где, чем и как мерил. Ведь обычные бета-гамма радиометры тут бессильны - они полониевое альфа-излучение не фиксируют. Так что могли честно померить «чем Бог послал» и сказать: «Ничего нет!» А теперь перемерять бесполезно: с 2006 года прошло десять с гаком периодов полураспада стосорокасуточного изотопа полония, его активность уменьшилась более чем в тысячу раз.

Но в таких делах всегда остаются документы, самопроизвольному полураспаду неподверженные.

 

И вот Александр Давидович Гольдфарб публикует факсимиле трех бумаг: товарно-транспортной накладной, путевого листа и талона к путевому листу.

Из этих документов следует, что 21-22 августа 2006 года с Балаковской атомной электростанции груз полония был перевезен в распоряжение ФСБ.

Вопрос закрыт?

Если бы...

Позволю себе, прервав долгое молчание, поделиться с читателем наблюдениями и сомнениями.

 

Сначала - по существу дела.

Во-первых, простите, а что полоний делает на Балаковской АЭС?

Полоний используют для изготовления источников нейтронов или альфа-излучения. Когда-то делали источники электричества - Луноход на таком ездил. Сам по себе он не только не нужен и чертовски опасен: хранить короткоживущий полоний вне завода-изготовителя бессмысленно - распадется ко всем чертям. Чистая потеря - всё равно что мороженое летом на столе оставить: если само не потает, дети уничтожат. А не допускать к этой гадости лишний народ проще как раз на заводе-изготовителе.

Во-вторых, на Балаковской АЭС могли быть полоний-бериллиевые источники нейтронов - они бывают нужны для контроля подкритического состояния при регламентных работах на остановленном реакторе.

Но получать полоний из таких источников гораздо труднее, чем выковыривать изюм из булок. И гораздо хуже: испачкаешь всё вокруг. Не верите - спросите в Лондоне...

Есть примерно одно место, в котором работают с полонием, - это электромеханический завод «Авангард» в закрытом Арзамасе-16. Там умеют запихивать этот сомнительный изюм в булки. Как сообщает нам «Аналитический центр по вопросам нераспространения», получают полоний на «Авангарде» с 1952 года, а в 1961-м запустили дистанционно-управляемую линию по производству полоний-бериллиевых источников.

И вряд ли кто-то ещё будет специально делать специализированный производственный участок для работы с этой гадостью.

 

Смотрю в сканы бумаг дальше.

Сразу замечу: я не буду касаться трёх ФОРМАЛЬНЫХ аспектов.

А. Я не знаю, существуют ли указанные в документах структуры, и какими бланками они пользуются.

Б. Мне определенно чего-то недостает. При перевозке такого опасного груза полагаются не просто складские и транспортные документы от кладовщика, но и документы от представителей соответствующих отделов и служб, регистрирующих оборот делящихся и радиоактивных материалов. А тут будто дрова везут. Впрочем, в товарно-транспортной накладной говорится о приложении на 26 листах - может, там все эти документы есть и в полном порядке?

В. На этих документах отсутствуют указания на степень секретности, но я не буду обсуждать качество работы «первых отделов», за секретность отвечающих.

Я позволю себе обсудить исключительно СОДЕРЖАНИЕ этих трёх бумаг. Что добыли, то и опубликовали, и почему с Балаковской станции, мне неведомо...

И тут - три замечания.

 

Первое.

В накладной в графе «вес груза (нетто)» значится: 34 килограмма.

Ущипните меня!

Задачка для детей: если в год ЭМЗ «Авангард» производил около 10 граммов полония-210, за сколько лет он произведет 34 килограмма?

Ответ: ни за сколько, потому что распадается он за год раз в пять.

То есть не может быть такого веса нетто.

Очевидно, речь могла бы идти о весе брутто, в упаковке, и документ заполнен неправильно.

Я на месте кладовщиков ничего бы не отпускал и не принимал по такому документу: есть горшок, а пустой он или нет - не сказано. А за мёд-то с меня спросят!

 

Второе и главное.

Внимательно смотрим на маркировку груза: «AR16PO84-210».

Значится, ясно: полоний, атомный номер 84, 210-й изотоп. Что же до AR16 - это, надо полагать, Арзамас-16.

Сразу вспоминается фраза из какой-то книги: «У них в руках были большие мешки с надписью "награбленное"».

Потому что в системе Минсредмаша в моё время - хотя с тех пор, как я оттуда уволился, прошло почти сколько лет, сколько я там проработал... так вот, в моё время там ничего своими именами не называлось!

На заре советского уранового проекта даже сам уран не упоминали - вместо него писали «кремний». И что за беда, если химические формулы с кремнием вместо урана теряют всякий смысл? Зато - секретность.

В лучшем случае – «спецпродукт». Или «изделие».

И дальше какое-нибудь нейтральное словечко, ни к селу ни к городу. Цветок какой-нибудь. Животное. Птица. Чтобы враг не догадался.

Или - зубодробительный набор букв и цифр. Причем буквы русские - никакой латиницы!

И эта традиция, полагаю, никуда не делась.

Пошарив в Интернете, я легко убедился, что традиция жива: есть там «плутоний-бериллиевые источники нейтронов ИБН-8-5 и ИБН-8-7», можно заказать.

А для их перевозки - заказать «комплект упаковочный транспортный для источников нейтронов УКТ IIА-380».

Так что указание в накладной шифра груза, по которому он легко идентифицируется, причём без единой кириллической буквы, вызывает сомнение.

И третье.

 

Грузоотправителем значится «ОАО "Балаковская АЭС" г. Балаково Саратовская область».

И дело не в том, что точнее было бы указать «Балаково-26».

Балаковская атомная электростанция - не открытое акционерное общество, и не была таковым четыре года назад.

Официальный ее статус - филиал ОАО Концерн Росэнергоатом".

То есть в документах неверно указан один из субъектов той самой «передачи полония в ФСБ» - тот, который читатель сам в состоянии проверить.

А к таким подробностям в реквизитах исполнители – то есть те, кто выдает, перевозит и получает груз, - как правило, весьма внимательны.

 

Это ставит документы, опубликованные господином Гольдфарбом, в весьма сомнительное положение.

Я не думаю, что он сам всё это сочинил - неглупый, насколько я знаю, человек.

Неведомы мне и мотивы того, кто эти бумажки Александру Давидовичу передал.

Я уверен в одном. Независимому расследованию гибели Александра Литвиненко эти бумаги не способствуют. Скорее, они компрометируют саму идею независимого расследования. 

 

P. S. В обсуждении опубликованных документов перечисляются и иные «странности» опубликованных бумаг. Вот лишь три цитаты:

Михаил Казьмин: «На бланке путевого листа написано, что его форма утверждена постановлением Госкомстата от 28.11.1997 №09\11. Дата постановления указана верно, а номер нет. Номер должен быть 78. Вот само это постановление в базе "Консультанта". … В номере автомобиля присутствуют буквы "Ф" и "П", которые давно не применяются в автомобильных номерах РФ как не совпадающие по начертанию с латинскими».

Дмитрий Хмельницкий: «По ссылке обнаруживается "Типовая межотраслевая форма № 3 спец." А на документе написано: "Специальная форма 09 спец"».

Владимир Леонов: «…в России применяемый слэш "/", а не "\". Это можно было бы объяснить опечаткой, если бы слэш "\" не оказался также на штампе "в\ч". В\ч настолько секретная, что в ней, видимо, служат только два человека - Савельев, исполняющий обязанности диспетчера и механика одновременно и Ковалев, являющийся и водителем и врачом, выпускающим на линию. Очевидно, по совместительству в целях максимальной конспирации. Об этом свидетельствуют  их подписи в путевом листе».

 



Обсудить "Пропащая грамота" на форуме
Версия для печати