КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществе«Я необратимо взрослею»

30 НОЯБРЯ 2010 г. АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ

Заголовок взят из сетевого дневника Анастасии Бабуровой. Из нашего «сегодня» всё случившееся, написанное, сказанное видится иначе. Проступает смысл. Два года назад у памятника Грибоедову прошел очередной митинг, поводом для которого стало избиение (попытка убийства) Михаила Бекетова. Именно тогда Стас Маркелов, адвокат Бекетова, произнес не раз процитированные потом слова: «Я устал. Я устал встречать своих знакомых в криминальных хрониках. Я открываю уголовные дела, и первым пунктом обвинения идет: "антифа". Я устал читать списки убитых. Это уже не работа. Это вопрос выживания. Нам нужна защита от нацистов. Нам нужна защита от мафиозных властей. От правоохранительных органов, которые прислуживают им». После намерзшиеся на митинге активисты отправились отогреваться в кафе «Билингва». И там за столиком Настя неожиданно сказала, что у нее день рождения. Двадцать пять лет. Сегодня ей исполнилось бы двадцать семь.

Из дневника Насти Бабуровой: «Я попыталась представить себя через десять лет, и зашла в тупик».

Анастасия Эдуардовна Бабурова родилась 30 ноября 1983 года в Севастополе. Была отличницей. Закончила школу с золотой медалью.

Поступила на факультет международного права МГИМО. Попадание в «элиту»? Жизнь удалась?

Нет: «Мне скучно заниматься стерильными знаниями».

Настя забирает документы, поступает на журфак МГУ. Училась на вечернем.

Сотрудничала в «Вечерней Москве», «Известиях», «Российской газете».

Писала стихи, публиковала в ЖЖ.

Из дневника Насти Бабуровой:

а тем, кто сам добровольно падает в ад

добрые ангелы не причинят

никакого вреда

никогда

никогда :)

Искала себя.

 

И, кажется, нашла — в «неформальных движениях». С анархами и «антифа». Участвовала в акциях, в экологических лагерях, в социальных форумах.

«Сейчас можно говорить о том, что [власти и милиция] решили «заметить» сразу всех — и фашистов, и антифашистов, и «заметить» с явной выгодой для себя. Теперь слова «молодежная субкультура» для обывательского уха звучат как апологетика милицейского насилия — ну это же неформал, его, значит, можно бить» (Автоном, № 30. Лето-осень 2008 г.).

Не только участие в акциях, но и освещение, и, тем самым, защита активистов — эта жизнь теперь органически сочеталась с журналистикой. В 2008-м Настя стала  внештатным корреспондентом «Новой газеты».

В июне 2008-го, участвуя в противостоянии (буквально — она тогда была задержана) незаконному выселению тюремными надзирателями жильцов общежития — беженцев и бывших рабочих, — Настя познакомилась со Стасом Маркеловым.

Заголовки ее статей — как будто из свежего номера.

Экология: «На Чистых прудах прошел пикет в защиту Утришского леса» (19 января 2009 г.).

От экологии до политики один шаг: «Москва. В деле о клевете, возбужденном против Михаила Бекетова, обнаружен факт фальсификации свидетельских показаний» (26 ноября 2008 г.).

Про «неформалов»: «Таинственный телефонный звонок закрыл левый фестиваль» (6 ноября 2008 г.), «Красным по-черному. Быть антифашистом — не преступление» (22 ноября 2008 г.)

 «Не просто хулиганство» (24 ноября 2008 г.), «Эксперты признали, что видео неонациста Марцинкевича призывает к межэтнической вражде» (20 декабря 2008 г.), «Неонацисту Тесаку дали три года колонии общего режима за видео, призывающее к межнациональной вражде» (16 января 2009 г.) — это уже про фашистов.

Темы — «на грани».

Из дневника Насти Бабуровой: Стихи про осень:

Осень отпила меня и оставила — до следующего раза,

как вампир возлюбленную.

(и все это

конечно, уже где-то было).

затянувшаяся инициация?

да,

но в метро

(недавно, кажется)

кто-то украл мой страх.

прямо из души стащили, ворюги.

теперь тебе нечего пить, извини.

хотя... может, Гиннесс?

осенью даже вампиры пьют пиво.

ты знаешь,

я б и так отдала тебе все, до капли.

перед этим —

без всяких осинных колов слабость сломав об колено.

там всего на глоток оставалось.

Prosit!

Анастасия Олендская

5 января 2009 года Настя Бабурова взяла интервью у Стаса Маркелова — последнее, данное им «Новой».

19 января 2009-го она сопровождала его по пути с последней пресс-конференции. Около 15:00 возле дома № 1 по Пречистенке, когда первым выстрелом в затылок был убит Станислав, Настя бросилась на убийцу — и была смертельно ранена выстрелом в голову.

Обвиняемые в убийстве теперь арестованы и ждут суда — жаль, что Настю вспоминают, как правило, только в этой связи.

Настя Бабурова покоится на родине, на «Пятом километре» — на городском кладбище, справа от входа. Убитых нацистами продолжают хоронить в каменистой севастопольской земле. Это только кажется, что война с фашизмом давно закончена. Она продолжается, как продолжается жизнь.

Из дневника Насти Бабуровой: «Каждую минуту где-нибудь в мире утро».

 

Фотографии «Ежедневный журнал»

 


Обсудить "«Я необратимо взрослею»" на форуме
Версия для печати