Антипослание
Теперь, после общения премьера Путина с народом, остались у кого-нибудь сомнения, каков будет приговор Ходорковскому и Лебедеву? Если да, то вы истинный идеалист и поборник Конституции. Только ваше время еще не пришло. Искренне надеюсь, что не ушло окончательно. Ибо на улице снова заморозки.
Когда в среду было объявлено, что оглашение приговора переносится на конец декабря, комментаторы гадали, почему судья Данилкин решил отсрочить финал процесса. Самые оптимистичные говорили: думает, еще не решил, колеблется.
Тем более что на днях к президенту Медведеву обратились известные рок-музыканты – Гребенщиков, Кинчев, Скляр, Макаревич, Шахрин и другие, они просили обеспечить справедливый суд над Ходорковским и Лебедевым. «Два раза сидеть за одно и то же – не совсем хорошо», – вот так, слегка застенчиво, прокомментировал свое обращение лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. Ранее с аналогичными воззваниями к президенту обращались правозащитники, деятели культуры, писатели… А поскольку у нас объявлена модернизация, и она вроде как должна коснуться политической системы, то у либеральной интеллигенции зародилась «оттепельная» надежда: а вдруг случится чудо, и их оправдают? Но в четверг Путин на всю страну сказал: «Вор должен сидеть в тюрьме». Можно считать, что приговор зачитан. Осталось поставить подпись судьи.
Общаясь с народом, премьер сказал: если в рамках первого уголовного дела ЮКОСа речь шла о хищениях в объеме миллиардов рублей, то в ходе второго процесса «фигурируют цифры в сотни миллиардов». Тем самым еще до вынесения приговора юрист Путин подсказал судье, каким должен быть вердикт. Адвокаты подсудимых однозначно расценили слова премьера как давление на суд. Десять известных правозащитников сразу же выступили с заявлением, в котором потребовали отставки Путина, оговорившись, что сами понимают всю наивность своего требования в нынешних условиях.
О намерении подать на Путина в суд за клевету в тот же день заявили сопредседатели недавно учрежденной Партии народной свободы Михаил Касьянов, Владимир Милов, Борис Немцов и Владимир Рыжков: во время «прямой линии» Путин на всю страну обвинил их в том, что они в 90-е годы «утащили немало миллиардов» и теперь рвутся к власти, чтобы «распродать Россию». Удивительно, что еще за два года до выборов президента «национальный лидер» так опустил уровень своей политической риторики – что называется, ниже плинтуса. Ведь так обращаются не к элите, не к модернизаторам, не к западным инвесторам, а к малообразованной массе с обыденным сознанием, которая черпает информацию о жизни из дешевых сериалов, пьет плохую водку и не прочь поучаствовать в погромах против «чурок».
Впрочем, это послание – или, если угодно, антипослание – и к остальным тоже: к элите – держите деньги в западных банках, учите детей за границей, не пускайте их в армию; к интеллигенции – валите из России, эта страна не для вас; к модернизаторам – эй, сколковцы, вас развели, как лохов; к инвесторам – вывозите капиталы, пока вас самих не вывезли вперед ногами.
Политическая погода в России напоминает ту, что за окном: после потепления – мороз и гололед, на котором легко переломать руки-ноги. Пока Медведев предлагает «паковать по полной программе» бандитов в масках, Путин предлагает паковать оппозиционеров. Похоже, они и вправду бодрствуют по очереди. Кому из двоих больше поверят? Наверное, тому, кто взял больше эфирного времени. Путин пошел на рекорд: почти на четыре с половиной часа оккупировал основные электронные каналы страны, окучивая мозги населения. Даже страшно перевести этот «рекламный слот» в стоимость по прайсу.
Для того чтобы противостоять авторитету такого государственного обвинителя, как председатель правительства, судье Данилкину нужно быть героем. Если он вдруг решит стать таковым, его судейскую карьеру с большой вероятностью можно считать законченной. Либералы в интервью телеканалу РЕН открытым текстом говорили Данилкину, что от его приговора зависит, кем он будет в глазах мировой общественности: героем или подлецом. Причем пожизненно.
Тяжелый выбор. Если судья взял тайм-аут, чтобы послушать «сигналы» с прямой линии Путина, то тогда все просто, тогда остается только проштамповать вынесенный в прямом эфире приговор. Тем более что президент Медведев, любитель рок-музыки, громко сигналить, похоже, не собирается.
Ульяновск
Фотография www.premier.gov.ru