Россия как континент
30 лет назад я опубликовал в «МК» заметку про глобальную тектонику плит. Ну, про дрейф континентов. Тогда это было в новинку и не очень поддерживалось отечественной геологией. Наутро коллега радостно ржал: «Привет плитогонам-мудозвонам!» У него было развитое чувство юмора. Мысль, что земная кора может двигаться не только вверх-вниз, но и влево-вправо веселила его невероятно.
Прошло время. Сомневаться в тектонике плит сегодня по-прежнему можно – но примерно, как в шарообразности Земли. И вот встретились мы снова.
—Ну как, — говорю, — насчет дрейфа?
— Да при чем тут это! Ты лучше посмотри, что с фундаментальной наукой сделали!
То есть когда он за казенный счет переваливал из статьи в статью мудрость полувековой давности и в упор не видел новых данных — это как раз и был расцвет фундаментальной науки. А потом ее загнали в гроб (по-видимому, американцы). И у него душа саднит. Не говоря уж про зарплату. Даже чувство юмора притупилось.
Своего личного вклада он не ощущает. Это так по-человечески!
Идеи вообще своей вины не признают. «Да при чем тут это! Ты лучше посмотри…» Ложные теории умирают непобежденными. Стиснув зубы либо огрызаясь — отстают и засыхают. Путь познания размечен стоячими и лежачими мумиями. Вот мумия Теплорода. А рядом мумия Вечного Двигателя. Философского Камня. Мумия Коммунизма. Не верите — сходите и убедитесь: напротив ГУМа, где сейчас каток, есть специальное хранилище.
С точки зрения христианской этики, получается как-то нехорошо. Надо бы покаяться. В лучшем случае путались под ногами, подсиживали, ходили с доносами. В худшем убивали. И, главное, все равно впустую — если судить по итогам. Но им хоть бы хны: «Да при чем тут это! Ты лучше посмотри, какую страну развалили!»
Нет, не стоит рассматривать данный процесс с точки зрения христианской этики. Его стоит рассматривать с точки зрения юнната в зоопарке. Как ведет себя альфа-самец в ситуации когнитивного диссонанса? Да вот так примерно и ведет. Хвост распускает и кулдычет индюком. Причем вообще здесь этика? Мы, слава богу, находимся в особом цивилизационном пространстве. Без роздыха и сомнений, под руководством выдающихся индюков строили и обороняли самый большой в мире зиккурат для человеческих жертвоприношений. Не до этики.
Строили, строили и вот, наконец, построили. Насилу поспели к сроку: как раз когда всесоюзной стройке (незавершенной, само собой — иначе не аутентично) настала пора отваливать в прошлое, накрыться песками и превратиться в памятник.
Сегодня мало кому придет в голову читать бессмертные труды В.И. Ленина. А кому вдруг придет, тот ужаснется: бред маньяка. Особенно начиная с 1917 года. Тем не менее, все еще скрипит редеющий хоровод мумий, чающих кого-нибудь поймать и таки принести в жертву светлым идеалам. Немного лучше дело с И.В. Сталиным. Этот еще шевелится. Его, правда, тоже любят все больше дистанционно, текстов не читая. Что естественно: сей идол не для тех, кто силен в чтении. Будут поклоняться еще лет 10-15, а потом туда же. На обочину.
Уход умников, готовых верить, что в КНДР, на Кубе, в Белоруссии, Ливии или Бирме жизнь лучше, чем в приличных странах, всегда оформляется одинаково: «Да при чем тут…? Ты лучше посмотри…»
50 лет с пеной у рта отрицали существование секретных протоколов Молотова-Риббентропа. Врали, негодовали, выли на Луну. Время прошло, всем очевидно, что протоколы были. Ни тени сожаления! «Да при чем тут это… Ты посмотри, какую войну он выиграл! Протоколы – дополнительное доказательство его гениальности. Тянул время, чтоб подготовиться…»
Не извинившись за прежнюю брехню, сходу лепят новую.
Подготовился просто замечательно: именно Россия в результате его стратегических маневров стала театром самых кровопролитных боев в истории человечества и понесла самые чудовищные потери.
Теперь Катынь. В течение 60 лет: «Нет, не было и быть не могло!» Прошло время, отпираться стало бессмысленно. «Да при чем тут это… Вон поляки в двадцатом году сколько наших положили…»
Корейский лайнер не сбивали. А если сбили, то при чем тут это? Он же был шпионским! Сбили, и правильно…
Так и засохнут на обочине, с раскрытым ртом, из которого течет песок.
Понятно, что любой политик при случае горазд приврать. Но только в социалистических тоталитарных режимах вранье – не исключение, а норма политической жизни. За него не принято ни отвечать, ни даже извиняться. Все равно проглотят. Куда, на хрен, денутся.
Лукашенко обещал к выборам поднять среднюю зарплату до 500 долларов. Белорусы горько смеются. А он с января повысил цены на бензин, на водку и на продукты. «Да при чем тут это?! Ты посмотри, как он стережет счастье народа, хотя кругом враги; какая у него чистота и порядок…»
В соседней Латвии средняя зарплата выше 700 долларов, чистоты и порядка ничуть не меньше, и врагов кругом нет. Хотя проблем, понятно, хватает.
Раз врут, значит, кто-то верит. Советский человек нуждается в мобилизующем вранье, как наркоман в дозе. С самого детства на иглу подсадили, без посторонней помощи не слезть. И тоже понятно: властолюбцы перехватывают власть, опираясь на люмпенов. Врут им, что те есть соль земли. Новая власть (в силу люмпенизированности) получается хуже прежней. Теперь ей приходится врать уже всему народу. А кто не верит – расстреливать. Про временные трудности, про внутренних и внешних врагов – всегда один и тот же набор. Дефицит обещанных материальных благ компенсируется избытком благ виртуальных. Ты, мол, и самый свободный, и самый прогрессивный, и весь белый свет тебе завидует… самый читающий, самый великий, самый богатый… Все вокруг колхозное.
Люди слабы – привыкают. А потом вдруг лампочка в волшебном фонаре перегорела, хлоп – а вокруг Верхняя Вольта с ржавыми ракетами… О, дозу!! Дайте мне дозу! И добрые начальники, натурально, тут как тут: «На, поднимись с колен. Но чтоб впредь слушался и от сапога далеко не отползал. А я уж, так и быть, расскажу перед сном, какой ты великий и какое у тебя было светлое прошлое… Вот, кстати, нам и новую лампочку из Германии привезли. Боятся, значит!»
Между прочим, фатальная разница. Когда они врали про светлое будущее, был оптимизм восторженного варвара. Быстро иссякающий от поколения к поколению, но был. Сейчас про могучее прошлое. Значит все – занавес. Могучее прошлое было и у Египта, и у майя с ацтеками, и у Рима с Афинами. И у Монголии были Батый с Чингисханом.
Прежние жрецы хоть отчасти верили в свои бредовые идеалы, вроде мирового господства пролетариата. Нынешние морочат голову, только чтобы продлить сидение на нефтегазовой вертикали.
Нет, не раскаются. Никогда. Не умеют.
Просто выйдут из моды. Людям внезапно надоест слушать завывания про то, как весь мир нас уважал и боялся. Надоест Лукашенко с его враньем про любовь к России (а вовсе не к ее энергоносителям). Подсохнет и мумифицируется В.В. Путин с его острым русским словцом, дорогими швейцарскими часами и обнаженным торсом. Неожиданно легко вместе с ним и Сталиным отсохнут застрявшие в хвосте репьи народной геополитики типа Дугина, Ивашова, Квачкова, Кургиняна, Панарина, Паршева, Проханова, Шевченко и прочих акынов.
Что именно они произнесут после коронного «да при чем тут это…», будет иметь чисто археологический интерес.
И черт бы с ними? Пусть чирикают?
Нет, не годится. Потому что перед тем, как засохнуть, они непременно попытаются провести цикл репрессий. Это составная часть их инструментария – когда вранье перестает работать. И еще, перед тем как сдуться, они доведут страну до ручки в экономическом смысле. И лишь затем попытаются сбежать, как президент Бен Али из Туниса.
Необходимо в меру сил противостоять.
Во-первых, с помощью вранья они крадут у страны общественно-полезное время. Как мой коллега-тектонист и сотни тысяч ему подобных мудрецов крали время у фундаментальной науки. Потом – хвать-похвать! – а внутри все гнилое. Причем давно. «Ты посмотри, какую науку развалили!»
Во-вторых, они душат и выпихивают тех, кто мог бы приносить на их месте больше пользы. Уничтожают конкуренцию, лишают подвижности социальную среду.
В-третьих, задают ложные ориентиры. Рассказывая сказки про величие СССР, счастливое житье китайцев и белорусов, под свои фальшивые приоритеты тратят вполне реальные общественные ресурсы. В том числе судьбы людей, которые сначала идут тропой ложных солнц, а потом в ослеплении ищут виноватых. Наносят ментальную травму будущим поколениям.
В-четвертых, их художества реально стоят денег. Деньги уходят не только на воровство, но и элементарно в никуда. Героические былины Путина-Лукашенко унесли из России 50 миллиардов долларов. По 5 миллиардов нефтегазовой дотации в год. Результат, понятно, Луке под хвост. Хотя за эти деньги можно было построить современную дорожную сеть для Центральной России, которая в ней более чем нуждается. Или для Сибири, которая нуждается не меньше. А сколько отдали Кадырову? А Кокойты?
Дороговатые сказки выходят.
В-пятых, слушать и смотреть противно. Обрыдли на уровне стилистики. Разлагают нацию, специально для этого за счет налогоплательщиков наняли люберецкую шпану.
Ложные теории превращаются в мумии не сами по себе, но вместе с материальными носителями. Марксизм-ленинизм надорвался не в одиночку, а вместе со страной по имени СССР. Путинская виртуальная вертикаль рухнет не одна, а вместе с Россией.
Десять лет впустую. Пафосного вранья произведено больше, чем железных или автомобильных дорог. Это естественно для власти, играющей с муляжами.
Немцов с Миловым написали про лужковскую коррупцию. Корпорация профессиональных врунов в ответ поливала их в тех же выражениях, что и расследователей катынского дела, архипелага ГУЛАГ, протоколов Молотова-Риббентропа, документов Второй мировой, коллективизации и Голодомора.
Ну и что? Прошло немного времени. Все подтвердилось. Заливистая свора даже не поперхнулась. «Да при чем тут это! Ты посмотри, как они раскачивают лодку и подрывают основы суверенной демократии!»
Вот-вот, мы как раз об этом. Интересные у вас основы, коли без вранья не стоят.
На очереди основа по имени Путин В.В. Тоже уже все подсчитано, сказано и написано. Такой же доклад тех же авторов. Все уже известно – как и про Ленина-Сталина, про советскую фундаментальную науку, про все остальное. Просто граждане предпочитают не замечать. Пока. Боятся, что будет больно. А кому приятно признавать, что тебя десять лет водили за нос, как лоха, рассказывая державные сказки? Но потом будет только больней. За лужковское воровство дорожных бюджетов Москва уже пять лет платит транспортными пробками. И еще лет 5-10 будет платить. В лучшем случае. Потому что даже если есть деньги (допустим!), но на строительство нужно еще и время.
Ей-богу, за державу обидно. За путинскую брешь во времени нам платить не меньше 10-15 лет. У страны реальный риск засохнуть или развалиться. А индюки, знай, кулдычат: стабильность, подъем с колен, модернизация…
Процесс меж тем идет. Земная кора движется. Континенты ползут.
Если не остановить, то хоть объяснить, что происходит.