КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеСумасшедшее счастье

20 ЯНВАРЯ 2011 г. ВЛАДИМИР НАДЕИН

РИА Новости«Роснефть» и British Petroleum (ВР)  заключили огромную, но странную сделку.  Лондонская Financial Times назвала её союзом двух пьяниц, «которым надо прильнуть друг к другу для сохранения равновесия». Московские «Ведомости» утверждают, что сделка являет собою «холостой ход».

 

Все бизнесы чем-то напоминают семьи,  и потому к ним тоже применимо знаменитое наблюдение Л.Толстого:  все счастливые компании похожи друг на друга, но каждая несчастливая компания несчастлива по-своему. И British Petroleum, и «Роснефть» подтверждают правоту классика.

 

Еще совсем недавно ВР входила в  великолепную тройку грандов мировой нефтегазовой добычи. Она лидировала в теории и практике глубоководного  бурения. Её акционеры наслаждались щедрыми выплатами. Бумаги ВР на биржах шли нарасхват.

 

Все изменилось поздним вечером 20 апреля минувшего года. Взрыв и пожар на глубоководной платформе в Мексиканском заливе привели корпорацию на край банкротства. Капитализация ВР сократилась в два с лишним раза. На ликвидацию аварии, оплату исков уже истрачено без малого 4 млрд долларов, но это вовсе не конец потерь.  Правительственная комиссия США назвала причиной всему алчность ВР, экономившей на безопасности. В американских судах рассматриваются иски ещё на десятки миллиардов, а президент Обама пообещал «не снимать своего ботинка с шеи» компании. В Лондоне, в штаб-квартире ВР, мало кто надеется, что в предвыборный год «черный парень из Белого дома» забудет о своем обещании. Корпорация сменила руководство, распродала немалую часть своей собственности, закрыла наконец-то страшную дыру в глубине Мексиканского залива. Однако говорить о спасении рано, ВР отчаянно нуждается в живых деньгах — и немалых.

 

У «Роснефти» беды совсем иного сорта. Большая копейка бодро звенит в её суме, но  международная репутация у этой государственной компании просто отвратительна. Три четверти её производственных мощностей украдены у ЮКОСа. Квалификация управителей достойна насмешки. Компания, наплевав на собственно бизнес, охотно ввязывается в политические потасовки, главным образом против зарубежных недругов Путина. Впрочем, солидные резервные месторождения и надежная правительственная «крыша» во многом смягчают эти недочеты.

 

В рамках сделки «Роснефть» и ВР обменялись активами примерно равной рыночной стоимости. ВР получила 9,5 процента акций, став крупнейшим, после правительства РФ, акционером «Роснефти». Российская компания удовлетворилась 5 процентами акций British Petroleum. Пакеты каждой из сторон оценивают в 8 млрд долларов. Сразу после оглашения сделки биржи откликнулись положительно, приподняв капитализацию и ВР, и, особенно, «Роснефти».

 

Любовь биржевых спекулянтов ветрена: сегодня целуют, завтра кусают. Но стороны довольны. Владимир Путин уже объявлял владельцев российского ветхого жилья главными бенефициарами от распила ЮКОСа, утверждая, будто деньги Ходорковского подняли с колен убогое наше ЖКХ. Но потом то ли застеснялся, то ли забыл. Теперь роль квартиросъемщиков из хрущеб отдана джентльменам из ВР. Блеск их запонок должен по-новому высветить сомнительные шрамы «Роснефти», обеспечив и успешную распродажу акций (IPO), и солидность повадок в судах Стокгольма по делам обманутых зарубежных вкладчиков.

 

Но только вряд ли. British Petroleum и сама в судах выглядит не ахти, и «Роснефть» ей прикрыть нечем. Так что в этой своей части сделка всего более напоминает очередную Олимпиаду. Путин надеется, что ВР еще тряхнет стариной, оправится от кризиса и новые котировки её акций станут нашему государству наградой за смелость.

 

 Может, да, а может, и нет. Другие инвесторы жмутся, ждут добрых новостей, ищут серебряную нить в облаках. Нашим недосуг разглядывать облака. У нас коленки не дрожат, мы играем с судьбою на казенные. Обама, посторонись!

 

У России уже есть одна Олимпиада, за которую она платила, платит и еще три года будет платить. У неё уже есть чемпионат мира, где еще предстоит нарезать бюджетный каравай крупными ломтями. Так ли уж нужен был ей очередной журавель в бескрайнем лондонском небе?

 

На этот вопрос отвечает вторая часть сделки. ВР пообещала взяться за исследование месторождений нефти и газа в российской Арктике, причем договор пестрит словами «активно», «энергично» и «немедленно».

 

Но это очень странные «немедленно». Вот как это отразилось в словах главного исполнительного директора британской компании Роберта Дадли: «Речь идет о запуске пятидесятилетней программы по освоению и эксплуатации новых месторождений, которые могут начать производить сырье в ближайшие пять или десять лет. Экспертные бригады должны незамедлительно приступить к потенциальной оценке разведывательных работ».

 

Что такое — «потенциальная оценка»? Нечто вроде «морского боя» на суперкомпьютерах. Тут незамедлительность стоит копейки.

 

Что такое — «производить сырье в ближайшие пять или десять лет»? Точно то же, что в ближайшие десять или пятнадцать лет. Пятьдесят лет — время есть. А через полвека кто вспомнит, что и зачем говорил в Москве в ночь на 15 января некий англичанин, компания которого погружается в банкротство здесь и сейчас?

 

Хотя, строго говоря, Роберт Дадли, главный исполнительный начальник British Petroleum не британец. Он американец, родившийся на Миссисипи. Но главная биографическая пикантность м-ра Дадли: его уже изгоняли из Москвы. Взашей и в 24 часа. Тогда Р. Дадли кипел от негодования, но жизнь зла…

 

Впрочем, вернемся к нашим козлам. Им-то зачем эта третья Олимпиада с американским ботинком на шее?

 

Говорят, идея данной сделки принадлежит влиятельному вице-премьеру РФ, главе совета директоров «Роснефти» Игорю Сечину. Крайне сомнительно. Знатоки кремлевских нравов утверждают, что ценность, более того, незаменимость г-на Сечина состоит как раз в том, что в его голове никогда и ни при каких обстоятельствах не зарождаются идеи, не побывавшие до того в голове В.В. Путина.

 

Лидер есть вождь, он же фюрер, он же дуче, он же великий кормчий — все зависит от лингвистической первоосновы. Наш национальный лидер принципиально не отличается от своих коллег по управленческой профессии. Как и все они, наш не смыкает очей (варианты: не щадит себя, пашет, как раб на галерах) ради счастья своих подданных. Он обуян мечтою о государстве всеобщего благоденствия. Это государство напоминает большой светлый дом, уютный и сытый, где всем обеспечена равная забота, чистые простыни, морально выдержанный телевизор, белково-витаминная диета. В этом доме все так прекрасно, что грех портить его выборами. Конечно, отдельных крикунов приходится вязать (вариант: отоварить дубиной по полной). Но вообще-то никому не возбраняется  говорить вслух, петь хором и скандировать согласованные лозунги — однако, разумеется,  без права голоса.

 

В политологии это называется патерналистским государством. В системе здравоохранения аналог есть не что иное, как показательный институт ментальной нестабильности. В просторечии — дурдом.   

 

Дурдом — идеальное учреждение. Особенно для народа-победителя, который и сам не знает, чего ему хочется. Да, и у нас иногда подгорает манная каша. И медсестра порою  колет не тем и не тех. А разве в Америке все так уж хорошо? Но это не основание, чтобы разрешить малахольным пациентам самим себе избирать главврача. Лучше, если он в закрытом режиме пошепчется со своим заместителем и они промеж себя решат, кому из них дальше вождить (вариант: фюрерить). Для дела лучше. Для нашего общего дела.

 

В принципе, такое заведение уже создано. Суверенное, шириною в 11 часовых поясов, под гимн Михалкова. Увы, при всех своих несомненных прелестях, оно обладает одним неприятным свойством. Оно по природе своей не подвержено ни модернизациям, ни инновациям. Дурдом  силен кушать, но не в силах прокормить себя. Он способен  существовать только как бюджетное учреждение — или не существовать вообще. 

 

Но все волшебным образом меняется, если сама природа наградила дурдом сумасшедшим счастьем. А именно так и есть. Под толщею Северного Ледовитого океана, где даже летом вода не прогревается выше нуля градусов по Цельсию, заложены долгий покой и непоколебимое благополучие России, бесплатное и безупречное здравоохранение для всех, роскошное жилье за пятак в квартал, пенсии на зависть старухам Финляндии и питерский «Зенит» сплошь из бразильских чемпионов.

 

 

Точные запасы углеводородов в России составляют государственную тайну, но Владимир Путин несколько раз приподнимал завесу. Про три месторождения, расположенные в районе острова Новая Земля, к которым British Petroleum нынче обязалась приложить свои мозги и руки, премьер сказал, что они содержат 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа. Еще больше углеводородов хранят в себе еще не тронутые Штокмановское и Бованенковское нефтегазоносные поля. Если пересчитать все это по нынешним ценам (100 долларов за баррель нефти и 450 долларов за тысячу кубов газа), то можно от счастья тронуться умом.

 

Цифры бессильны отразить такое счастье, и вся надежда — на воображение. Сегодня внутренний валовой продукт (ВВП) России равен примерно одной пятой ВВП штата Калифорния. Но и все прочие 49 штатов там не из нищих. Даже мельчайший Род-Айленд и тот весь в долларах, будто в карамельной глазури.

 

А теперь представьте, что вся Америка посажена на хлеб и на воду. А всю свою продукцию, от самолетов «Боинг» до новаций Силиконовой долины, грузит только к нам. И так не день, не месяц, а пять лет подряд. Миллиардов понавезли столько, что у Путина не хватает друзей. Младшим офицерам выдают по две квартиры, старшим — по три.

Чудесным образом изменилась международная обстановка. НАТО вошла в Таможенный союз на правах Киргизии. Саудовская Аравия приняла план Путина. Сечину выдали бурнус и приняли в шейхи. Березовского выдворили из Лондона и на цепи привезли к Спасским воротам, где уже стоял на корточках, взывая о милости к падшим, понурый Саакашвили с надкушенной розой в зубах.

 

И до всего этого блаженства — всего триста метров. Будто от вашего дома до автобусной остановки, только не прямо и направо, а сразу вниз. Ну, не может такого быть, чтобы хитрый англичанин чего-нибудь этакого не придумал. Пусть и  через пятьдесят лет, но зато целых полвека будет о чем поговорить.

 

И в этом, возможно, главное достоинство странной сделки. Если дурдом уже стоит, а денег еще нету, то нужно мечтать. Тем более что выборы на носу, лозунгов не хватает. А так подумаешь о льдах Арктике, и теплее становится на душе. Вперед, Россия! Вы уже видели Анну Чэпмен — топлес, но в бурнусе? Каждому сумасшедшему дому Родины — по сумасшедшей мечте!

 

На фото: Заместитель председателя правительства РФ, председатель совета директоров "Роснефти" Игорь Сечин и исполнительный директор British Petroleum (BP) Тони Хейворд (слева направо на первом плане) во время встречи в офисе компании "Роснефть".

 

Фотография РИА Новости

 

 

Обсудить "Сумасшедшее счастье" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Позвони им, позвони // АНТОН ОРЕХЪ
Прямая речь //
В СМИ //
В блогах //
Сечин хочет все и еще чуть-чуть // МАКСИМ БЛАНТ
В СМИ //
В блогах //
Yukos Capital выиграла очередной суд в Нью-Йорке // МАКСИМ БЛАНТ
Amici // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Угроза несварения // МАКСИМ БЛАНТ