Уроки на завтра
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
А.С. Пушкин
Любые события, страшные или повседневные, не только происходят, но и оставляют какие-то навыки, уроки. Посмотрим в контексте индивидуальной системы ценностей и конкретных учителей. Вот, например, чему юрист Путин научил юриста Медведева. «За это должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта». Не дожидаясь расследования, Дмитрий Анатольевич уже назначил виновных. Может, и никакого расследования уже не надобно, коль есть провидец в Кремле? Вор должен сидеть в тюрьме, особенно если у него кровь на руках, — еще до решения суда. Все, кто «имеет отношение», должны ответить — и извольте гневаться не на спецслужбы, прохлопавшие очередное массовое убийство российских и не только российских граждан, а на менеджмент аэропорта.
Кроме того, путинские соколы обучают молодых поганцев тушить виртуальные пожары и приезжать в день террористического акта в аэропорт без машин, но с табличками «Бесплатно до метро». А еще обучают поганцев постарше предлагать деньги однокамерникам Немцова за подтверждение вранья, что его в тюрьме изнасиловали. Кстати, хочу выразить респект сокамерникам: никто на эту мансу не повелся, за вполне себе приличные деньги — 3000 долларов. Еще и обнародовали эту историю, чтобы другим неповадно было. Отлично. Уже есть люди, которые не желают быть первыми учениками у мерзавцев. Понятие «западло» начинает ассоциироваться с деятельностью власти в целом. Просто должно пройти еще какое-то время, пока брезгливость станет основным чувством, испытываемым любым неприкремленным гражданином России в отношении власти…
Сложно ожидать героизма от людей в форме, которым говорят: идите к дому такого-то и берите его на выходе из дома, он неугоден. Этот приказ — что, из категории мер по защите Родины? Ребятки в форме у металлоискателя, осматривающие мою сумку в аэропорту, — я даже не задаюсь вопросом, кто они, а им, в свою очередь, глубоко неинтересно содержимое моего баула. Какой героизм? Героизм от судей типа той же Сташиной или Боровковой? Нет, конечно. Но мы дожили до того, что разрешение на стакан воды в случае Магнитского или стул в случае Немцова — уже героизм. Далеко пойдут Сташины-Боровковы. Пора останавливать. Я, кстати, опять обращаюсь к сообществу — очень нужны четкие фото той и другой!!!
Но, с другой стороны, не могу не вспомнить историю, когда от руководства Высшей школы экономики потребовали отчислить студентов, замешанных в акциях оппозиции. И ничего, спустили на тормозах. Спасибо Ярославу Кузьминову, по нынешним меркам — это героизм. И тихонький призыв Макаревича, Гребенщикова и других к Медведеву — разобраться справедливо по делу Ходорковского — тоже немножко героизм.
Так о чем я? Да о том, что время и большие люди обучают весь немалочисленный российский народ неким командам: делай, как я — ври на голубом глазу, ищи стрелочников в любой ситуации, расправляйся с неугодными. Используй свои возможности сегодня, и по полной, не оглядываясь на последствия.
Другая команда — от противного. Посмотрев на ярко выраженный дурной пример, люди, подобно героям пролетарского поэта, принимают для себя решение: буду делать хорошо и не буду — плохо… И может быть, с этого места уже не надо говорить о том, что не повезло нам с народом? Я прекрасно понимаю, что процесс очеловечивания, он медленный… Я, более того, соглашусь, что вектор идет куда быстрее в скверную сторону, но знаете, меня так порадовали сокамерники Немцова, что история перестает быть совсем безнадежной. Только выводы из предложенных ситуаций нужно делать правильные. Хотя и обольщаться не нужно.
Вот смотрите. Страшная трагедия в Домодедово. И циничные вопросы. Удивит ли вас, если начнутся перемены в структуре и управлении аэропорта? Нет, конечно. Мы же знаем, что аэропорт этот — чрезвычайно лакомый кусок. К чему приходим? К переделу собственности (привет от нынешнего премьер-министра, «Байкалфинансгруп» и всех заключенных ЮКОСа).
Удивит ли вас очередное сокращение гражданских свобод под предлогом борьбы с терроризмом? Нет, конечно (привет от нынешнего премьер-министра, отменившего губернаторские выборы после Бесланской трагедии).
Удивит ли вас невозможность подробного разговора с Медведевым на неудобные темы в Давосе? Нет, конечно…Удивит ли вас ужесточение режима неблагоприятствования 31 января? Нет, конечно… Я ненавижу теорию заговоров, но я не могу не задавать эти вопросы. Может быть, кто-нибудь знает иные ответы на них?
Скорее всего, нет. Но, давая эти грустные ответы и задавая эти невеселые вопросы, сам себе задаешь и выполняешь уроки на завтра. И у каждого эти уроки — свои.
На фото вверху: Депутат с газетой о теракте в аэропорту "Домодедово" на пленарном заседании нижней палаты российского парламента, на котором в третьем заключительном чтении рассматривается законопроект о ратификации российско-американского Договора об СНВ.
Фотографии РИА Новости