О провинциальном комплексе столичности
В известном фильме «Адвокат дьявола» герой, воплощавший дьявольскую суть, говорил устами Аль Пачино: «Тщеславие – мой любимый грех». Российское провинциальное тщеславие зачастую связано с потугами на разного рода «столичность».
Например, в 2009 году Казань запатентовала товарный знак «Третья столица России», выиграв спор за него у Нижнего Новгорода. Но чаще провинциальный комплекс столичности приобретает комический, пародийный оттенок. Например, Ульяновская область устремилась к обретению нового бренда: теперь она не только родина Ленина, но и родина Колобка. (Комментарий одного интернет-остряка: «Родиной одного сказочного персонажа они уже стали... Тот тоже, кстати, лысый, но уходить умел не от дедушки с бабушкой, а от царской охранки».)
Краткая предыстория. Несколько лет назад ульяновский краевед Сергей Петров обратил внимание на то, что в «Словаре живого великорусского языка» Владимира Даля в статье «колоб» есть толкование диалектизма «колебятка» – так в симбирской губернии называли «последний хлеб из квашни». В этом случае симбирского колебятку можно признать близким родственником Колобка – тот ведь был из муки, скребенной по сусекам. Краевед предложил сделать колебятку сказочным символом области и активно пропагандирует свою находку, а Симбирский центр славянской культуры даже наладил производство сувенирных колебяток – деревянных колобков, расписанных художниками.
Дальше – больше: московская Ассоциация землячеств, работающая над созданием общероссийской карты сказочных героев, признала Ульяновскую область родиной Колобка. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов объявил об этом на заседании регионального правительства и поручил специальной рабочей группе продвигать новый бренд с целью повышения туристической привлекательности региона. «Подумайте, может быть, у вас будет всемирно известный музей, и со всего мира с удовольствием будут приезжать к вам?» – обратился Морозов к представителям муниципалитетов и пообещал издать соответствующее постановление правительства, чтобы «все понимали, что это важный проект».
Каждый раз, когда ульяновская региональная власть выходит с очередной рекламной инициативой, следует быстро нырять в интернет-форумы, чтобы насладиться оперативной реакцией интеллектуалов. Вот отклики на новость о Колобке: «Слово «бренд» нужно заменить на слово «бред». А Колобок точно нам подходит – на ноль здорово похож». «Вчера два бампера у машины разбил и обод погнул, пока из наших суперочищенных дорог вытаскивали, а правительство о Чебурашках да о Колобках думает!» «Теперь надо Колобку в Ульяновске памятник поставить, в стиле кубизма». «В то, что Уль – родина Колобка, больше верится, чем в то, что Сколково – родина высоких русских технологий». «Не надо быть спецом по психоанализу, чтобы догадаться, чего им в жизни не хватает». «Короче, надо отсюда бежать. Пока не затянуло».
Сергей Морозов – нескучный губернатор, он с первых дней руководства областью регулярно развлекает земляков, прессу и прочую общественность креативными идеями. Вот некоторые из его громких инициатив:
— предложил перевезти в Ульяновск со всей страны бесхозные памятники Ильичу и устроить здесь сад скульптур;
— предложил перевезти на родину Ульянова-Ленина его тело, если правительство решит наконец его захоронить;
— под соусом улучшения демографии объявляет ежегодную акцию «Роди патриота в День России», которая начинается ровно за девять месяцев до 12 июня, отчего 12 сентября в народе окрестили «днем зачатия»;
— провел поголовное тестирование областных и муниципальных чиновников по русскому языку и краеведению (разовая акция);
— предложил обучить иностранному языку сотрудников милиции, медицинских работников, продавцов магазинов и киосков, поскольку «область становится регионом, привлекательным для зарубежных гостей»;
— объявил, что область будет претендовать на звание «Культурной столицы Европы-2020»;
— объявил в интернете открытый конкурс на замещение вакантных должностей министра информационных технологий и министра искусства;
— потребовал от своих заместителей и министров регионального правительства до 2013 года защитить кандидатские диссертации;
— на президиуме Госсовета предложил развивать транспорт нового поколения, основанный на системе подвесных натяжных рельсов (струнный транспорт Юницкого);
— утвердил концепцию создания аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов, в народе – «летающих тарелок».
Казалось бы, следующим пунктом должно стать общение с инопланетянами, тем более что имеется илюмжиновский прецедент (хотя как знать: а вдруг эти тарелки и вправду – транспорт будущего, тогда скептики будут посрамлены, а про Морозова скажут, что он опередил свое время?).
На самом деле, не так просто отделить чудачества, так сказать, стихийные от чудачеств хорошо выверенных и спланированных. Есть ощущение, что Морозова консультирует какой-то способный политтехнолог. Дело в том, что ульяновский губернатор, как хороший рыбак, прикормил СМИ нестандартными, хотя и сомнительными информационными поводами. Журналисты понимают, что очень часто его инициативы – это не бренд, а именно бред, но с удовольствием пишут о них, потому что это «прикольно», потому что может получиться симпатичный «бантик» для федерального выпуска новостей. Того же Колобка журналисты моментально разодрали на сюжеты и статьи; понятно, что он от этого не умер, а, напротив, клонировался на сотнях интернет-сайтов. Для закрепления успеха губернатор Морозов предложил сделать область еще и родиной Аленького цветочка (в этом, кстати, больше исторического смысла, потому что в Симбирской губернии находилось родовое поместье писателя Сергея Аксакова, автора одноименной сказки).
Возможно, со временем Морозова объявят самым медийным губернатором в новейшей истории региона. И неважно, что самолетостроительный завод «Авиастар-СП» работает в десятую или даже двадцатую часть своей мощности, собирая в год единицы самолетов, важно объявить Ульяновск «авиационной столицей России», и пусть бренд, как Колобок, гуляет по интернету. Неважно, что способная молодежь стремится уехать из Ульяновска, важно провозгласить, что «мы сделаем Ульяновск лучшим городом Европы», и пусть журналисты это процитируют. В итоге стратегия оказывается эффективной: 28 февраля президент Медведев внес в Законодательное собрание региона кандидатуру Морозова для наделения его полномочиями главы региона (в апреле губернаторские полномочия Морозова истекают).
Инициативные чудачества – это орудие двойного назначения. С одной стороны, они предназначены как для «внешнего», то есть для публики, так и для «внутреннего потребления», для бюрократической вертикали, то есть для тех, кто там, в Москве, отслеживает рейтинги цитируемости и принимает решение о назначении и переназначении. Недаром в Ульяновске любят держать нос по ветру и отзеркаливать федеральные тенденции, даже если они противоречат друг другу. «Внешняя» и «внутренняя» показуха – способы существования бюрократии как информационной монополии, это образ жизни бюрократа в «сети выживания», по определению американского журналиста Чарльза Питерса.
С другой стороны, в гештальт-терапии есть понятие дефлексии: это когда человек подсознательно избегает контакта с другим человеком «здесь и сейчас», пускается в банальности, в разглагольствования на посторонние темы, говорит не по существу, прячется в смешочки. По-русски такой тип прерывания контакта можно назвать проще – «косить под дурачка». Если власть и общество – стороны контакта, то власть в лице Морозова как раз и применяет дефлексию. Народ в Ульяновске хотел бы поговорить о росте цен на продукты питания и услуги ЖКХ, о бездарном капитальном ремонте и произволе управляющих компаний, о нечищеных дорогах, о бесконтрольном размножении неэффективных чиновников,
о кризисе общественного транспорта, а власть ему – о Колобке и Аленьком цветочке, о «летающих тарелках» и дирижаблях.
Новость о столице Колобка, кстати, вызвала живой отклик на… Украине. Тамошние интернет-пользователи отстаивают украинский приоритет Колобка и противятся приватизации сказочного героя «москалями»: «У московії маразм крепчає. Колобок — це чисто українське слово і казка. На москвинській мові воно б звучало круглобок. Це ще раз доказує, що москвинська мова штучна і створена масонами на основі староболгарської з запозиченням українських, білоруських, польських та німецьких слів...».
Таким образом, осуществлена успешная дефлексия, «перевод стрелок» – от нечищеных дорог к вопросам языкознания. Впрочем, тут местная власть вступает на зыбкую почву: как полагают некоторые эксперты, сказка о Колобке была создана с целью критики пороков общества, а ее главный герой ассоциируется с такими негативными чертами характера, как хвастливость, наивность и легкомыслие.