Откуда берется соцреализм
В прошлом году 14 марта впервые прошел День православной книги. Дату его проведения приурочили к выпуску первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол». Теперь этот праздник стал ежегодным, растянулся на несколько недель и включил в себя множество мероприятий: открытие выставок, интеллектуальные игры, выпуск книг для детей, подарки Евангелий социальным учреждениям и даже встречу патриарха Кирилла со студентами Московского государственного университета печати. Праздник уже отметили в исправительной колонии под Борисовым в Беларуси, в библиотеках Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Подмосковья. Продолжится он на очередной, открывающейся 16 марта на ВВЦ ярмарке «Книги России», где представлен целый блок православных издательств. На стендах можно будет не только подержать в руках продукцию, но и встретиться с авторами, услышать выступления хоров, поучаствовать в разговорах о книгоиздании. Но, несмотря на просветительский пафос праздника, заточен он явно на другое — на «прицерковление» (или «прицирковление», если следовать г-ну Белковскому) населения.
Сегмент православной литературы на российском книжном рынке сегодня относительно невелик. Так, в прошлом году всего было издано 121 тыс. наименований книг, из них православных только три тысячи. Суммарный тираж — 9-12 миллионов экземпляров, не больше. Но православное книгоиздание имеет устойчивую тенденцию к росту. Впрочем, это связано не только с читательским интересом. Здесь работают и другие факторы: идеология и освоение бюджетных средств.
В середине февраля президент РФ Дмитрий Медведев посетил Ватикан и вручил папе Римскому Бенедикту XVI свежий том «Православной энциклопедии». Сие издание обходится налогоплательщикам в 32 миллиона рублей ежегодно. И оно не единственное в своем роде. Роспечать уже давно выделяет госсредства на поддержку проектов РПЦ МП. Регионы также отстегивают «на благое дело» копеечку. Так, к Дню православной книги правительство Москвы выпустило несколько иллюстрированных книжек для слабовидящих детей. Ничего в этом, конечно, плохого нет. Лишь бы не было откровенного перекоса в сторону господствующей конфессии. А такая опасность есть.
Председатель Издательского совета РПЦ МП митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) не скрывает, что хочет увеличить финансовый поток на нужды православного книгоиздания. Для этой цели он готов привлечь и государство, и бизнес. Не так давно митрополит заявил, что намерен передать в библиотеки комплекты православной литературы. Благотворители готовы выделить для этого дела от 5 до 8 миллионов рублей. Глядишь, скоро вместо полок с книгами по научному коммунизму в районных библиотеках появятся полки со святыми отцами. Другое дело, будут ли их читать. И надолго ли они там останутся.
Недавно в Орле совершенно бесследно исчезла библиотека, подаренная городу Никитой Струве. Ученые из местного университета часто пользовались ею. А потом начался ремонт, и – раз: библиотека пропала. И никто толком не может сказать, где хранится «имковская» коллекция, кто-то присвоил ее или вывезли с мусором на свалку. Всякое бывает.
Православная книга сегодня в сознании большинства населения ассоциируется с архаикой, с неким высоким порогом восприятия. Это в дореволюционной России зачитывались житиями святых, а сегодня редко кто их откроет. Про патристику, догматическое богословие и говорить не приходится. Византийское наследие от нас дальше, чем Ветхий Завет. На 60-70 процентов «новая литература» состоит из переизданий такой вот архаики. Есть, безусловно, и хорошие новые книги — богословские, научные, художественные. Но после введения церковной цензуры их шанс дойти до читателя стал меньше. Собственно, цензура касается системы распространения — ахиллесовой пяты любого издателя. В церковные магазины теперь будут поступать только те издания, которые получили гриф Издательского совета. Интересно, окажутся ли среди них «Протоколы сионских мудрецов», включенные в 5-й том сочинений С. Нилуса. Они продаются во многих церковных магазинах. Хотелось бы наконец услышать официальное мнение священноначалия: относят ли они эту мистификацию к антисемитской литературе? Или вслед за «экспертами» из Института психологии РАН не видят ничего предосудительного в распространении фальшивки.
Станет ли Издательский совет поощрять публикацию произведений новых Бердяевых и Булгаковых, художественные откровения Льюиса и Толкиена, уже появившиеся переводы богослужебных текстов? Как-то сомнительно.
Вообще словосочетание «просто христианство», вне конфессиональных перегородок, претит новой цензуре. В этой связи чрезвычайно важными для стимулирования творческих потенций православно пишущих представляются размышления главы Издательского совета митрополита Климента. «У нас мало художественной литературы, — говорит он, — где живым, интересным языком прописывается жизнь православной семьи… Или повествуется о человеке, который попал в трудную жизненную ситуацию, например, стал зависим от наркотиков, но постепенно, через встречу со священником и верующими людьми, через приход в общину исправляет свою жизнь». «У нас регулярно проводятся встречи с писателями, — признается митрополит, — и я там ставлю вопрос: у вас в художественном произведении человек заходит в дом — вы укажите православную обстановку в доме, икона, допустим, есть, теплится лампадка, Библия лежит на столе. А они описывают чего? Пепельницу с окурком и бутылку недопитую!»
А мы спрашиваем, откуда взялся соцреализм. Вот из таких кондовых представлений об искусстве и взялся. Ну, укажет автор на иконку в углу, перед едой героев на молитву поставит. Стилизуется под Шмелева-Зайцева по самое не могу. И что? Катарсис наступит?
Прицирковление.
И нет сомнения, что произведения, написанные по лекалам достопочтенного владыки, скоро заполонят прилавки церковных магазинов. Вряд ли у них найдутся покупатели, но это не беда. Из магазинов они перекочуют в библиотеки. Благо, финансовые потоки имеются.
Фотография www.aksobor.ru