Гуманитарная интервенция и кремлевская шизофрения
Меньше всего страны Запада хотели бы вмешиваться в гражданскую войну в Ливии. Именно поэтому последние полторы-две недели они из последних сил тянули время (о чем вполне откровенно сказал американский президент). Сначала принятие резолюции Совбезом ООН, потом бесплодные консультации в рамках НАТО. Наконец саммит в Париже, на который собрались те, кто вроде бы был готов к применению военной силы. Все надеялись, что так или иначе само рассосется. Однако в минувшую субботу всем стало ясно, что тянуть дальше нельзя.
Полковник Каддафи уверенно разводил все мировое сообщество. После объявления бесполетной зоны над Ливией стало очевидно, что счет пребывания полковника в роли лидера пошел на дни, если не на часы. Каддафи понимал это лучше, чем кто бы то ни было. И поэтому, объявив прекращение огня, он бросил верные ему части на штурм оплота повстанцев в Бенгази. Расчет простой и вполне понятный. Пока возможные участники коалиции договариваются об операции, о взаимодействии, надо уничтожить центр сопротивления и сделать тем самым военную операцию Запада бессмысленной.
Полковник не учел только, что страны Запада не могли позволить ему этого. Если бы Ливия была отдана на растерзание Каддафи, то неизбежно возникли бы вопросы о легитимности предыдущих «гуманитарных интервенций». Например, воздушной операции в Косово. Ведь тогда вторжение государств НАТО оправдывали тем, что Милошевич проводит геноцид в отношении мусульман. Почему же, спрашивается, один геноцид должен быть наказан, а другой нет. И игры Каддафи обернулись немедленным началом военной операции.
Сама операция началась совершенно стандартным образом. Ливийская армия располагает несколькими десятками устаревших самолетов советского производства (МиГ-21, МиГ-25, Су-22, Ту-22). Маловероятно, что они могут представлять угрозу для кого-нибудь, кроме плохо вооруженных повстанцев. Однако комплексы ПВО С-200 советского производства дальностью действия до 300 километров могут (хотя бы в теории) угрожать силам коалиции. Поэтому первым делом удар наносился сотней «Томагавков» с американских кораблей. Именно таким образом должна была быть уничтожена система ПВО ливийской армии (20 объектов из 22). После чего в дело вступили стратегические самолеты-невидимки В-2, совершившие перелет из Америки. Они сбросили около 40 бомб на одну из главных авиабаз. В результате ливийские самолеты уже вряд ли поднимутся в воздух. Затем наступила очередь французских «Миражей» и британских «Торнадо» (скоро к ним присоединятся самолеты Бельгии, Дании и еще нескольких стран НАТО). Они уже ведут патрулирование воздушного пространства над Ливией, уничтожая любую военную технику, которая движется на восток к зоне, контролируемой повстанцами. Уже ликвидировано несколько танков. В результате первого дня бомбардировок наступление на Бенгази остановилось.
Несложно предположить, что произойдет в ближайшие дни. Командные пункты, радарные установки будут беспощадно уничтожаться. Бомбежки продлятся до того момента, пока у солдат Каддафи не начнется того, что американские военные психологи называют «боевой шизофренией». Это когда начинает казаться, что самолеты противника, постоянно висящие в воздухе, охотятся персонально за тобой. Хорошо мотивированное войско талибов продержалось около трех недель…
Скорее всего, одновременно с бомбежками будет происходить переброска оружия повстанцам. А грузы с оружием будут сопровождать бойцы американского и британского спецназа. Профессионалы из «зеленых беретов» и SAS обучат антиправительственные силы обращению с этим оружием.
Впрочем, следует признать, что у тех, кто планирует и проводит операцию, есть, по меньшей мере, две проблемы. Первая – это необходимость обеспечить постоянное присутствие сил коалиции в воздушном пространстве Ливии. В предыдущих операциях это достигалось тем, что США выдвигали к атакуемой стране 2-3 авианосца. Сейчас же командование отвело авианосец «Энтерпрайз» от ливийских берегов для поддержки войск в Афганистане. Сейчас патрулирование возложено исключительно на американских союзников. И, подозреваю, у них может просто не хватить самолетов. Именно это обстоятельство и заставило председателя Комитета начальников штабов США адмирала Маллена выразить сомнение в конечном успехе операции.
Вторая проблема возникнет в случае успеха первой фазы операции. Если войска Каддафи побегут в результате бомбардировок, у руководителей коалиции неизбежно возникнет соблазн решить дело побыстрее. А для этого надо, казалось бы, всего ничего – послать в Ливию несколько соединений. Каддафи (или тому, кто займет его место) только этого и нужно, чтобы развернуть полномасштабную партизанскую войну. Не зря же уже сейчас полковник велел раздавать оружие своим сторонникам. Наземная операция неизбежно обернется военными действиями, которые растянутся на годы.
При всей непоследовательности действий коалиционных сил – это просто шедевр логики по сравнению с позицией России. Как только началась операция, родной МИД с прискорбием заявил, что в Москве «с сожалением восприняли начало военных действий в Ливии, предпринятых со ссылкой на поспешно принятую резолюцию СБ ООН». Конечно, желание избежать кровопролития – более чем похвально. Однако штука в том, что кровопролитие уже происходит, и затеял его как раз разудалый полковник. К тому же если Москва была против применения силы, то почему Россия не воспользовалась при голосовании в Совбезе ООН своим правом вето, а всего лишь воздержалась при «поспешном принятии» резолюции. История становится еще более странной, если иметь в виду, что за несколько часов до голосования в Совете Безопасности, то есть в один из самых критических моментов, был уволен посол России в Ливии Чамов. По информации газеты «Московские новости», в соответствующих докладных он охарактеризован как человек некомпетентный, который «неадекватно представлял себе интересы России в ливийском конфликте». На мой взгляд, это как минимум свидетельство того, что в чрезвычайно острой ситуации Москва оказалась не в состоянии выработать ясную позицию. Это – признак шизофрении, которая постепенно охватывает властную вертикаль. Происходит сие, заметим, безо всяких вражеских бомбардировок.
Фотографии РИА Новости