КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииКаддафи раздора

24 МАРТА 2011 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

РИА НовостиПосле нескольких дней военной операции Запада против режима Каддафи перелома явно не произошло. Разудалый полковник продолжает из Триполи сообщать о своих победах и пугать противников войной, которая затянется на годы. Верные ему войска отнюдь не подавлены ударами с воздуха и ведут обстрел из танков и установок залпового огня позиций восставших. При этом переругаться успели все. Участники коалиции упорно выясняют, кто из них главный. Министр обороны России Анатолий Сердюков прилюдно читает мораль находящемуся у него в гостях главе Пентагона Роберту Гейтсу. А президент Медведев говорит о недопустимости сравнения операции западных стран с крестовым походом, которую позволил себе его старший друг, он же национальный лидер Путин В.В.

За последние двадцать лет (начиная с первой войны в Заливе) мы успели привыкнуть: буквально в первые дни операции западные коалиции, благодаря господству в воздухе, полностью разваливают оборону противника. На сей раз этого не произошло. И дело здесь, конечно же, не в особой крутости Каддафи. Подозреваю, что и не в наличии фанатичных сторонников, которые создают «живые щиты» вокруг его многочисленных резиденций и военных объектов. Дело в другом.

Старые истины не перестают быть истинами из-за того, что они старые. Почти два века назад великий Клаузевиц написал, что война – продолжение политики. Вывод из этой аксиомы следующий: войну не следует начинать, если союзникам не удалось согласовать политические подходы. В начале 80-х годов прошлого века министром обороны США Каспаром Уайнбергером были сформулированы принципы проведения военной операции (порой их приписывают Колину Пауэллу, который блестяще реализовал их в 1990-м). Эти принципы гласят: военная сила должна применяться массированно и без всяких политических ограничений, так чтобы сразу подавить волю противника к сопротивлению.

Сейчас уже более или менее очевидно, что эти железные правила, оплаченные кровью тысяч бессмысленно погибших солдат, выполнены не были. Причина – откровенное нежелание американской администрации вовлекать страну в третью войну. Начинать операцию против Каддафи пришлось, что называется, с колес, без необходимой подготовки. Просто стало ясно, что если еще чуть-чуть помедлить, то полковник раздавит сопротивление и посрамит Совет Безопасности ООН со всеми его резолюциями. Даже согласившись скрепя сердце на участие в операции, Вашингтон сразу же начал это участие минимизировать. Проведение операции по формальному признаку было поручено Африканскому командованию вооруженных сил США, а не Центральному командованию, которое имеет колоссальный опыт проведения таких операций. Логика понятная – на Сенткоме уже «висят» Афганистан с Ираком. Уже в ходе боевых действий появляются заявления, что командование операцией может перейти к НАТО (то есть фактически к объединенному командованию сил США в Европе). Все это свидетельствует, как минимум, о неразберихе. О том, что «на берегу», т.е. перед началом военных действий не договорились. И, похоже, неразбериха эта будет нарастать.

Главное же – вопреки «принципам Уайнбергера» Вашингтон не захотел или не смог навалиться на Каддафи всей своей мощью. А у Франции и Великобритании для проведения эффективной воздушной кампании просто нет достаточных сил. Сказывается решительное сокращение военных бюджетов в последние двадцать лет, когда забота о решении глобальных проблем безопасности была передоверена США, желавшим играть роль главной сверхдержавы. Смеху подобно, когда военные аналитики всерьез обсуждают военное (не политическое!) значение подключения к ливийской операции Катара с его аж шестью истребителями. Факт остается фактом – массированного применения военной силы пока не получилось. Силы полковника не деморализованы, Каддафи этим воспользовался.

Ну а российские начальники, которые всякий раз почему-то начинают страшно переживать, когда народы сметают имитационные демократии, тут же начали блажить, сделав вид, что верят заявлениям Каддафи о жертвах среди мирного населения. Как будто жертв было бы меньше, если бы Каддафи вошел в Бенгази. Боюсь, что проблема не в том, что против диктаторского режима была использована военная сила. Проблема в том, что из-за отсутствия политической воли к победе она используется недостаточно и неэффективно.      

 

Фотографии РИА Новости

 

 



Обсудить "Каддафи раздора" на форуме
Версия для печати