«Твиттер»-президент и восторженные либералы
В начале правления Путина появился анекдот о том, что Путин подарил Медведеву машину без руля. «А где же руль?» — спросил президент. «Не беспокойся, рулить буду я», — ответил лидер нации.
На прошлой неделе, в День дурака, 1 апреля, Путин разыграл этот анекдот в лицах: сел в прохоровский «ё-мобиль» и поехал в резиденцию Медведева. Там Путин посадил Медведева в «ё-мобиль» и катал его – сам за рулем, Медведев сбоку. Это снимали все федеральные каналы, но, говорят, Наталья Тимакова обзвонила телевизионных начальников, и новость в эфир не пошла. Точнее, пошла, но в урезанном виде – Путина за рулем показали, а Медведева-пассажира – нет.
Собственно, эта история прекрасно иллюстрирует характер нынешней «борьбы» между Путиным и Медведевым, которая разворачивается в основном в умах мечтательных политологов, у которых инфантильный либерализм сочетается с мечтательной преданностью начальству. Медведев не может отказать Путину ни в чем. Даже в том, чтобы в День дурака Путин покатал его. Формально — в качестве пассажира, а реально — лицом по грязи. Но команда Медведева, бюрократический смысл существования которой будет исчерпан после его ухода с поста президента, имеет достаточно сил, чтобы упросить это не показывать. И можно даже сказать так: в команде Медведева есть люди куда более храбрые, чем сам Медведев.
У меня есть несколько вопросов ко всем тем мечтателям, которые пишут, что между Путиным и Медведевым разворачивается «предвыборная борьба». Первый: а кто избиратель? Избиратель в России существует в единственном числе, и его зовут В.В. Путин. Этот избиратель и будет решать, кто будет баллотироваться на выборах 2012 года – Путин или Медведев. Нетрудно представить, кого именно он выберет.
Вопрос второй. А что, собственно, сделал Медведев за три прошедших года? Ответ: он постоянно обещал. Вот только что он пообещал, что госчиновники покинут советы директоров госкорпораций, и все обсуждают это либеральное пожелание. Отчего же не обсудить. Точно такое же пожелание Медведев озвучил три года назад. Обсудим, как оно выполнено?
Есть ли вообще хоть одно пожелание «Твиттер»-президента, которое он осуществил? Он обещал разобраться с «делом Магницкого» – убийцы Магницкого получили повышение. Обещал разобраться с аварией на Ленинском – убийца двух женщин Анатолий Барков признан невиновным. Обещал найти тех, кто избил Олега Кашина – и глава Росмолодежи, бывший люберецкий пацан Якеменко, и мэр Химок Стрельченко (обоих подозревали в организации этого избиения) остаются на своих местах.
Президент Медведев постоянно сообщает нам новости в будущем времени. Он требует, обличает, возмущается. Он так рьяно критикует коррупцию и несвободу, словно он – оппозиционер, а не центральная фигура в механизме обеспечения коррупции и несвободы. Он кто – блоггер или президент?
Дальше. Давайте посмотрим на то, что все-таки сделал этот президент, каждое либеральное слово которого лояльная властям, но либеральная тусовка ловит с придыханием. Поддержал войну с Грузией. Снялся в черном фюрерском костюмчике на видео, в котором ни с того ни с сего угрожал Украине. Слетал на Курилы. Слетал не потому что японцы там вдруг ужасно возбудились, кричали «отдайте Курилы», громили российское посольство, и Медведев вдруг сказал «не отдадим» – и полетел на Курилы. Нет – слетал туда, куда ни один советский генсек не летал. На ровном месте устроил международный скандал, а когда японцы начали возмущаться в ответ, встал в позу и завел традиционную песню руководителя любой страны-изгоя, занимающегося созданием, а не разрешением ситуаций: мы, мол, готовы сотрудничать с «нашими коллегами» и ждем их инвестиций, а они почему-то жгут наши флаги.
Вы скажете, что с Курилами – это Медведева Путин заставил. Чтобы он выглядел идиотом за две недели до международного саммита в Иокогаме. Допустим. Но кто заставлял Медведева после начала восстания в Ливии говорить, что «этот сценарий они готовили и для нас»? Тоже Путин? По-моему, это Медведев вполне сам сказал. Кто заставлял Медведева после теракта в Домодедово издавать городо-глуповское распоряжение о том, чтобы теперь пассажиров досматривали на входе в аэропортах? Кто заставлял его без предупреждения наведываться на Киевский вокзал и устраивать там разнос? Или президент Медведев серьезно считает, что если дать банде преступников, называемой ментами, дополнительные полномочия, то это приведет к чему-либо, а не просто обогатит означенную банду, изымет у всех нас кусок жизни и увеличит опасность взрывов?
Кто заставлял президента Медведева принимать закон о полиции, расширяющий ее полномочия? Кто заставлял президента Медведева принимать закон о нулевом количестве промилле в крови водителя, который теоретически позволяет задержать даже трезвенника, потому что нулевого содержания алкоголя в крови человека не бывает просто никогда?
Неужели тоже Путин? Нет, думаю, это он сам — наш «Твиттер»-либерал. Думаю, что на Киевский вокзал либерального Медведева никто из-под палки не гнал.
Наконец, я бы хотела напомнить одну простую вещь. Медведев — часть путинской машины власти в самом прямом, коррупционном смысле этого слова. Медведев не просто был председателем совета директоров Газпрома — то есть, по путинским понятиям, имел право на долю в пироге.
Медведев — начальник Константина Чуйченко. А именно Чуйченко — не Сечин, не одиозные силовики — курировал едва ли не самую непрозрачную часть непрозрачного Газпрома — операции, осуществлявшиеся сначала через компанию EuralTransGas, зарегистрированную с уставным капиталом в 12 тыс. долларов в венгерском поселке Чадбы, а потом – через компанию «Росукрэнерго» г-на Фирташа. Напомню, что ФБР интересуется обеими этими компаниями на предмет причастности к их деятельности г-на Семена Могилевича.
И это не большой секрет, что именно Сечин упрятал в конце концов Могилевича в тюрьму, после того как деятельность сначала EuralTransGas, а потом и «Росукрэнерго» на благо Отечества привела к тому, что г-н Фирташ каким-то образом скопил достаточно денег, чтобы купить Астраханское газоконденсатное месторождение, на которое претендовал Газпром.
Так что уверяю вас – несмотря на всю одиозность репутации Сечина как организатора расправы над Ходорковским и углеводородного «серого кардинала», склока между ним и кураторами «Росукрэнерго» никакого отношения к либерализму не имеет. Это — банальная склока внутри углеводородных кланов, и то, что один из кланов был слабее, не означает, что он был приличнее – особенно, если учесть, услугами и связями каких именно персонажей «росукрэнерговский» клан пользовался.
Наконец, самый простой вопрос для тех, кто взахлеб рассказывает о скрытом либерале Медведева, который вот уже три года все хочет, но никак не может дать народу свободу. Ну представим себе такой невероятный поворот, что Медведев станет президентом. (Например, прилетят инопланетяне и сделают его президентом, потому что никаких других вариантов, как стать президентом, у него нет.) И что изменится? Если бы в 99-ом победил Лужков, то Игоря Сечина звали бы Елена Батурина. А если власть (от инопланетян) получит Медведев, то как будут звать Игоря Сечина? Дмитрий Фирташ? Ну, и какая разница?
Несомненно, между Путиным и Медведевым существуют разногласия. Это — разногласия между человеком и его тенью, как замечательно написал Дмитрий Быков, или, если угодно, между человеком и шнурком на его ботинке. Шнурку обидно, что его считают шнурком, а не человеком. А человеку обидно, что шнурок что-то о себе воображает. Это психологические, а не политические разногласия. Не меньше. Но и не больше.
Фотографии РИА Новости