Политизация трамвая
Жители Ульяновска при поддержке независимой прессы сорвали спецоперацию «Единой России» по ликвидации трамвайного движения в центре города. Для этого понадобились: несколько газетных публикаций и телевизионных сюжетов в местных и федеральных СМИ, две недели бурления на Интернет-форумах и один пикет перед зданием областного правительства. Но власть, похоже, собирает силы для новой атаки.
Сегодня чиновники говорят, что никакого решения о демонтаже трамвайных путей не было. Действительно, 27 апреля Городская дума, состоящая в основном из «единороссов», с подачи мэра (тоже «единоросса») проголосовала за изменения в бюджет, перекинув часть денег на ремонт трех центральных улиц. Но ремонт как раз и предполагал разборку рельсов. Мэрия объяснила это тем, что тихоходный трамвай тормозит автомобильное движение на узких улицах, которое стало более интенсивным с вводом в строй нового моста через Волгу, отчего в центре появились пробки. Трамвай предлагалось ликвидировать уже в середине мая, заменив его автобусами и «Газелями». О том, что речь шла все-таки о ликвидации трамвайной ветки, говорит реплика председателя Гордумы Василия Гвоздева: «Нужно принимать решение о демонтаже. Но обязательно нужно обсудить с гражданами. Нужно уйти от эмоций и запустить процесс…» Вот именно в такой последовательности: сначала решить, а потом обсудить с гражданами. Поскольку предстоящий демонтаж был завуалирован бюджетным вопросом, об этих планах стало известно случайно. Слухи о ликвидации трамвая появлялись еще в конце прошлого года, но тогда мэр Ульяновска Александр Пинков все опроверг.
Мало кто в городе поверил в добрые намерения власти. Самыми популярными версиями покушения на трамвай были три. Первая: стук вагонов мешает главе города и его семье, потому что коттедж мэра находится недалеко от трамвайной линии. Вторая: на мэрию давят «маршрутчики», которые постоянно требуют от власти поднять тариф на перевозки пассажиров и хотели бы устранить «конкурента» – относительно невысокая цена трамвайного билета сдерживает рост тарифа (к сожалению, с развалом автобусных парков маршрутные «Газели» стали доминирующим, а не дополнительным видом транспорта в Ульяновске). Третья и, видимо, наиболее основательная версия – лоббирование со стороны крупного бизнеса. Год назад избранный мэр назначил своим заместителем Александра Елюкина, бывшего вице-президента холдинга «АМС-групп». В феврале эта компания совместно с китайской фирмой BAIEC начала производить автобусы Baw Street и предполагает выпускать до 300 машин в год. Тогда же мэрия заявила о намерении закупить 40 таких автобусов в качестве альтернативы трамваю.
После решения Гордумы местный интернет наполнился требованиями отставки думы, мэра, а заодно и губернатора-«единоросса» Сергея Морозова, который год назад привел к власти всю эту команду («Это моя команда!» – основной лозунг той предвыборной кампании). Кроме эмоциональных откликов типа «долой» среди комментариев была и серьезная аналитика. Эксперты говорили, что местная власть идет против мирового тренда, потому что во всем мире легкий рельсовый транспорт переживает ренессанс. По словам сопредседателя межрегиональной общественной организации «Город и транспорт», эксперта Государственной думы Антон Буслова (Самара), за последние 15 лет в городах мира появилось около 80 трамвайных систем, в основном в Европе и США. Трамвай вернулся в Париж, Мадрид, Лондон. Развивают экологичный электротранспорт и российские города, в том числе Москва и Питер. У трамвая провозная способность в три раза выше, чем у автобуса, поэтому он идеально подходит для узких улиц исторических городов, а автобус целесообразно выносить на периферию (пример – Прага).
Втихаря приняв решение, затрагивающее интересы десятков и даже сотен тысяч горожан, власть на неделю «ушла в несознанку», то есть в режим «без комментариев». Пресс-службы мэрии и Гордумы за это время выпускали благостные релизы о чем угодно, только не о насущном. Это затяжное молчание и стало сигналом к действию. Народ подтолкнули к политике. 4 мая на площади перед зданием областного правительства состоялся пикет из 300-400 человек, организованный левыми силами. Люди требовали отставки всей властной верхушки. Говорили о том, что их собираются лишить удобного доступа к городской инфраструктуре: по пути трамвайных маршрутов, которые предполагалось убрать – четыре университета, несколько больниц, включая детские, травмпункт, школы, музеи и концертные залы, торговые центры… Пикетчики попробовали было передать резолюцию губернатору, но охрана заблокировала вход в здание правительства, на подмогу вызвали ОМОН, хотя до стычки дело не дошло.
Пока народ пикетировал, в здании правительства шло заседание региональной общественной палаты. Чиновники скучно отчитывались перед «профессиональной общественностью» о том, как они собираются чинить отремонтированные прошлой осенью дороги, не пережившие одной зимы. Члены палаты осваивали строительные термины «заездной карман» и «трехочковая труба», но о трамвае, как о покойнике, не было сказано ни слова.
В тот день впервые вышло к прессе руководство мэрии. Заместитель мэра Сергей Панчин высказался в том смысле, что «народ и мэрия едины» и что без изучения общественного мнения демонтажа не будет. Утешение слабое, потому что чиновники давно научились протаскивать через фальсифицированные публичные слушания любое удобное им решение.
Интересной была реакция первых лиц. За день до пикета губернатор Морозов предпочел донести свое мнение по проблеме трамвайных путей через блог. Его пост начинается так: «В последнее время ко мне пришло много обращений, начиная от трудовых коллективов, от ветеранов, от представителей партии «Единая Россия» и заканчивая представителями оппозиционных партий…» (получалось так, что «ЕР» вдруг озаботилась поведением своих представителей в думе и раскололась по проблеме трамвая). Морозов назвал решение городских властей, то есть «своей команды», «поспешным и непроработанным шагом», рекомендовал мэру приостановить решение и создать рабочую группу для анализа ситуации. Местные наблюдатели расценили такую реакцию как игру или шоу: губернатору создали повод спасти трамвайные пути в областном центре от демонтажа, «потом красиво отчитаться в Москву, закинуть политических очков в корзинку «ЕдРа» и получить похвалу "от шефа"».
Мэр Пинков тоже воспользовался своим блогом, но как-то нелепо-агрессивно. «Что касается моего молчания, то я просто не хочу комментировать домыслы и сплетни», – гласит запись от 29 апреля. По всему выходило, что он назвал домыслами рабочие документы, подготовленные к заседанию Гордумы, которые сам же и подписал. В записи от 3 мая блогер Пинков удивляется «невиданному ажиотажу», который поднялся «неожиданно для многих людей, простых ульяновцев, чиновников, должностных лиц, бизнесменов». Далее мэр (или помощник, который писал за него этот хамоватый пост) обвиняет журналистов и политиков в том, что накануне выборов они развернули «собственную пиаровскую кампанию», тогда как ситуация, по его мнению, очень простая: «Есть транспортные проблемы, вопросы дорожного движения. Их необходимо изучать, анализировать и решать».
Концовка у истории получилась красивая, просто шедевр чиновничьей изворотливости, который должен войти в хрестоматию для начинающего бюрократа. Накануне Дня победы мэр Пинков впервые официально высказался по теме трамвая: «Хочу сказать спасибо всем, кто не допустил паники, которую подняли некие политические силы, вместе с некоторыми отдельными СМИ. Всё это время мы плотно изучали все предложения…После тщательного изучения сути проблемы, обсуждения с Советами ветеранов города и области, общественностью города и многими другими, мною рекомендовано сохранить трамвайное движение на улицах Ленина, Спасская (бывшая Советская) и Радищева». На ремонт и замену трамвайного полотна на центральных улицах обещано выделить более 90 млн рублей. Все это было преподнесено как подарок горожанам к очередной годовщине Великой победы. На одном из местных интернет-форумов Пинкову тут же посоветовали уже к следующему празднику, Дню защиты детей, закрыть все детсады, а потом «плотно изучить все предложения» и подарить садики детям, а к 1 сентября то же самое сделать со школами.
В истории с трамваем власть привычно обвинила граждан и прессу в «политизации» темы. В Ульяновске, однако, мало кто сомневается, что без этой политизации, без общественного протеста демонтаж трамвайных путей стал бы свершившимся фактом. Но расслабляться гражданам, как видно, еще рано, потому что уже 10 мая на имя мэра отправлено письмо трудового коллектива, написанное в лучших советских традициях. Аргументация и канцелярский стиль письма словно скопированы из документов мэрии. Коллектив швейной фабрики «Элегант» просит мэра учесть мнение трудящихся и «в максимально короткие сроки решить вопросы по замене трамвайного движения на альтернативный вид транспорта, установления сквозных автобусных маршрутов в дальние районы города…» Фабрика принадлежит тому самому холдингу «АМС-Групп», производителю китайских автобусов.
Мэр публично обещал не трогать трамвайные маршруты «в течение ближайших нескольких лет», стало быть, потом – никаких гарантий. Не исключено, что года через три в каком-нибудь маленьком тесном зале, заполненном чиновниками городской администрации, пройдут так называемые общественные слушания, которые приговорят-таки ульяновский трамвай. Потом, конечно, его все равно придется возвращать на улицы города, потому что без него нельзя. Но у власти тогда будут уже другие люди, и стоить это будет уже других бюджетных денег.
Ульяновск