Тимошенко «недоарестовали»
Майское оппозиционное «обострение» в Киеве привычно связывают с окончанием политического сезона и началом сезона отпусков. В самом деле, ситуация уж больно напоминает постновогоднюю каникулярную декаду, когда посреди праздничной пустоты одиноко маячили «лукьяновский узник» Юрий Луценко и привычно препирающаяся с Генпрокуратурой Юлия Тимошенко. Так начинался политический год.
Теперь сезонные декорации сменились, но герои те же. Юлия Тимошенко верна себе, а Луценко, прежде развлекавший журналистов и праздную публику «байками из СИЗО», сменил роль. Он более не трикстер, отныне он мученик и «узник совести». «Медийный Луценко» обрел неприсущий ему пафос: прежде репортажи из СИЗО пестрели милыми подробностями про любимые конфеты «Белочка», теперь голодающего экс-министра МВД на полном серьезе сравнивают с поэтессой и героиней украинского диссента Линой Костенко, «объявившей голодовку, когда запрещали печатать ее стихотворения».
Выбор «виктимного сценария» понятен: украинская оппозиция делает ставку на европейские суды и западных дипломатов.
Слушания по делу Луценко начинаются 27 мая, а накануне состоялась «репетиция ареста Тимошенко». Ситуация была спровоцирована внезапным появлением Тимошенко в эфире популярного ток-шоу Савика Шустера — большинство наблюдателей полагают, что Тимошенко вынудила власти на «демонстрацию силы» и фактически дирижировала своим «недоарестом». (Она даже успела записать «обращение к украинскому народу».)
В самом деле: Тимошенко — идеальное «политическое животное», и как бы она ни повела себя, противник всегда будет отставать на полшага. Поговаривают (и не без оснований), что история с «недоарестом» — фактически компромисс между двумя группировками в окружении Януковича: оптимисты, они же «голуби», полагают, что без подходящих информповодов «проблема Юли» сойдет на нет сама по себе. Пессимисты («ястребы») в благополучный исход не верят и предпочитают, чтобы за нарастающим экономическим хаосом и падением рейтинга Януковича Тимошенко «наблюдала из тюремной камеры, а не с Майдана». Но коль скоро известно, что потенциальные «ястребы» отступили не перед здравым смыслом «голубей», а под давлением западных дипломатов, цена компромиссу невелика.
На первый взгляд Тимошенко вновь всех обыграла: она героиня первых полос, она позирует на фоне Генпрокуратуры, она получила долгожданный информповод, она завершила сезон на пике и, как заметил по этому поводу спикер Верховной рады, «выжала максимум политического актива для себя». Власть вынуждена была отступить, и оппозиция записывает дополнительные очки на свой счет. Но вот незадача: во дворе Генпрокуратуры, где активисты-бютовцы устраивали веселый хэппенинг на джипах, перекрывая выезд из внутреннего двора, никто не видел Яценюка, Тигипко или Гриценко, не было там, естественно, Виктора Ющенко и его сторонников, не было даже крепких ребят из тягнибоковской «Свободы». Иными словами, это была не оппозиция, это были люди из окружения самой Тимошенко. Власть отступила не перед ними, но перед все теми же западными дипломатами: Януковичу дали понять, что Европа и США хотят видеть в Украине «главу оппозиции», пусть даже условной.
И тем не менее, незадачливая «власть» в лице Генпрокуратуры тоже получила свой сезонный бонус. Триумфальное «освобождение» Тимошенко стало последним аккордом «политической весны». Дальше — лето, телевизионные рейтинги падают, большинство СМИ дружно уходят в отпуск, а «политические животные» уходят в тень — в прямом и переносном смысле.
Фотография РИА Новости