Янукович готов сделать больно
21 июня в Страсбурге открылась очередная сессия ПАСЕ и президент Украины выступил там с пространным докладом. Накануне он дал интервью словацкой «Правде», затем, уже во Франции, ответил на вопросы журналистов Le Monde и американского телеканала СNBC.
Вообще-то Виктор Янукович не отличается излишней медиактивностью, и в последние два дня он, кажется, рассказал европарламентариям и журналистам больше, чем за весь последний год. Украина в этом году председательствует в Комитете министров Совета Европы, и визит Януковича в Страсбург, его доклад и сопутствующие интервью призваны были явить Европе собственную версию украинской «евроинтеграции». Впрочем, комментаторы сходятся в том, что, несмотря на долгие речи, Янукович не сказал ничего, и речи его были столь многословны главным образом затем, чтоб не осталось времени на неудобные вопросы.
Мы верной дорогой идем, товарищи, заверил Янукович страсбургских депутатов. Вспомнил о пресловутых красных флагах — подтвердив, что решение Конституционного суда, отменяющее подписанный им самим закон о красном флаге Победы, соответствует правовой норме. Дескать, вся эта история призвана засвидетельствовать, что конфликты власти и права решаются в Украине в пользу права (иногда создается ощущение, что подобного рода сюжеты возникают с исключительно «демонстративной» целью).
Говорил о правах человека и о свободе слова, о реформе судопроизводства и о борьбе с коррупцией (увлекшись собственной «еврориторикой», Янукович назвал украинскую коррупцию «демократической»). ПАСЕ, как известно, скорее правозащитный клуб, нежели политическая, экономическая и какая угодно другая влиятельная структура, соответственно, речь украинского президента главным образом была посвящена правам человека как государственному приоритету. В принципе Янукович произнес много правильных слов, хотя, судя по «демократической коррупции», он сам не вполне соотносил их с действительностью.
Украинские СМИ разделились: журналисты пула уверяют, что Януковича «приняли на ура», все прочие цитируют депутата Бундестага Виолу фон Крамон, назвавшую его речь «вздором» и напомнившую об «избирательной юстиции». «О свободе слова он говорил в полупустом зале, впрочем, его внимательно слушала Анна Герман (советник президента Украины — ред.)», — язвительно заметили транслировавшие речь (но выключившие микрофоны, когда стали звучать неудобные вопросы) журналисты 5-го канала. Иные наблюдатели напомнили, что, отыгрывая роль «председателя» Комитета министров, Украина продолжает находиться под мониторингом ПАСЕ и, несмотря на многословные декларации украинского президента, снятие надзора в ближайшее время не планируется.
Страсбургское красноречие Януковича, похоже, одинаково проигнорировали как в Киеве, так и в Европе, но куда больше шуму наделало «шоковое» интервью словацкой «Правде». Смысл его был в том, что Янукович объявил себя «хирургом», который готов «сделать больно», и пообещал, что таки будет больно. В речи его произошла некоторая путаница с временами глаголов. Янукович поначалу говорил в прошедшем времени: «У меня не было выбора. Мне пришлось лечить эффективно, и значит, только хирургическим методом. Он неприятен и сопровождается болью». Затем, на уточняющий вопрос журналиста, идет ли речь о шоковой терапии, Янукович ответил: «Совершенно верно. Это должно быть сделано как можно скорее». Янукович готов провести болевые реформы, не щадя себя — таков был смысл его словацких откровений, хотя украинские читатели поняли все иначе: хирург уже обрезал все, что мог, но готов резать дальше.
В конечном счете, вся эта демократическая и реформаторская риторика и не предназначалась для внутреннего пользования, месседж изначально был обращен к Европе, не исключено, однако, что настоящий адресат — Москва. Читать послание следует в контексте обнародованного в эти же дни в украинском «Коммерсанте» графика сотрудничества Украины и НАТО. После очередных зашедших в тупик газовых переговоров Янукович демонстративно поворачивается на Запад.
Фотография РИА Новости