«Семейные» ценности
Михаил Прохоров продолжает солировать. Съезд его новой структуры, партии «Правое дело», можно сказать, просвистел на одной ноте. Раз — новый устав, два — куршевельский шалун уже член партии, три — единственный лидер. Итог подвел пока замаринованный (в отличие от выкинутого за ненадобностью Леонида Гозмана) Борис Надеждин, по словам которого, Прохоров станет теперь для своих однопартийцев «отцом, богом, царем и воинским начальником». Тут бы Борис Борисычу упасть в ноги «отцу, богу и царю» или хотя бы руку облобызать, но г-н Надеждин не стал этого делать. Постеснялся, наверное. Оправданием неуместной стеснительности и застенчивости прожженного либерального политика может служить тот факт, что о деньгах на предвыборную кампанию Прохоров заговорит гораздо позже.
Итак, прозвучала сумма в сто миллионов долларов. Столько г-н Прохоров собирается вынуть из собственных закромов. Плюс сто миллионов привлечь со стороны… (Тут у меня возникают серьезные сомнения: не представляю, кто сейчас даст ему такие деньги на проект. Потанин, Керимов, Фридман? Не смешите меня… Разве что Борис Березовский! А было бы забавно…) У нас пока нет оснований Прохорову не доверять. Следовательно — 200 миллионов долларов. (Не дадут другие, сам доложит. Не последние, слава Богу.)
За эти деньги Прохоров хочет получить 15% голосов избирателей на предстоящих думских выборах. То есть чуть больше 10 миллионов долларов на каждый процент пришедших на выборы избирателей. Реально ли это? Черт его знает… С одной стороны, очень большие деньги. Значит, можно пойти знакомым коррупционным путем. Например, половину вышеозначенной суммы просто занести Чурову. Но тот может испугаться. Разумней, думается, действовать через регионы. Но тогда очень много украдут. Минимум процентов тридцать. Путь традиционной избирательной кампании — с газетами, буклетами, фестивалями, праздниками и салютами в каждом населенном пункте — в данном случае абсолютно тупиковый. Украдут еще больше, а на выходе не будет и двух процентов. Сразу возникает вопрос: а нельзя ли решить проблему на уровне самого большого начальника? Наверное, можно, но это уже за другие деньги. Боюсь, Михаил Прохоров не потянет. Словом, перспективы туманные. Но это — ближайшие. А если посмотреть чуть дальше…
Комментаторы и эксперты приводят однообразные аналогии. Дескать, «Правое дело» — реинкарнация предыдущих праволиберальных партийных проектов. Мне представляется, что это совершенно не так. И дело вовсе не в том, насколько удачно прохоровская структура выступит на предстоящих выборах, может и вовсе не пройти в Думу (скорее всего так и произойдет). Дело в амбициях и целеполагании. Неужто мы поверим, будто весь сыр-бор затеян, чтобы окончательно похоронить «Яблоко» и откусить сколько-то у «Единой России»? Похоже, «Правое дело» всерьез претендует на то, чтобы, избежав участи периферийных организаций, сразу стать флагманским проектом для существенной части российской элиты. Отсюда и все эта волошинская… извините, прохоровская риторика. Дескать, мы не оппозиция, а партия власти. Пока наряду с «Единой Россией», а потом, когда ее схарчим, останемся единственной. И это не удивительно: «семья», в лице что Александра Волошина, что четы Юмашевых, не занимается оппозиционными проектами, а только теми, которые обеспечивают стопроцентную преемственность курса и несменяемость власти. То есть «Правое дело» наследница не СПС или ДВР, а, разумеется, «Единства». Не по идеологии — кого нынче интересует идеология? — по своей функциональной заточенности.
Понятно, что «Единая Россия» начала заметно протухать, и в один прекрасный день может оказаться, что она больше не локомотив, не проводник идей и инициатив, а лишь тяжкий груз на ногах гарантов. Собственно, это уже практически произошло. Иначе зачем Народный фронт? Но Народный фронт, придуманный Вячеславом Володиным, проект старомодный, скучный, провинциальный и почти наверняка — одноразовый. То есть на этих выборах еще куда-то вывезет, а уж дальше точно никак. Другое дело — новая агрессивная правая партия. Да еще во главе с таким дивным парнем. Разумеется, партия власти! А чего же еще?.. Может ее со временем возглавить Медведев? Конечно. А Путин? И Путин может… Если он вдруг осознает, что с «Единой Россией», которая всем уже обрыдла, пора расставаться.
То есть Александр Волошин изготовил практически универсальную партийную заготовку, которая при минимальной доработке становится «домашним» проектом хоть Путина, хоть Медведева… «Правое дело» как основная платформа модернизационного прорыва? Да легко. База для разумного просвещенного консерватизма? Запросто…
Впрочем, утверждать сегодня, что «Правое дело» действительно станет новым партийным флагманом нашей политической системы, мягко говоря, преждевременно. Могут возникнуть разные непредвиденные обстоятельства. Например, в лице российского народа. Которому, кстати, от прохоровских миллионов точно ничего не достанется. Ни доллара, ни копеечки…
Фотографии РИА Новости