По мановению кишечной палочки
Не сегодня «было замечено», что практически 99,9% всех людей, умерших от рака, ели огурцы. К этому неоспоримому утверждению некоторое время тому назад добавилось новое, стоящее, как выяснилось, в том же логическом ряду: почти все граждане Германии, заражённые смертоносной кишечной палочкой E.Coli, тоже употребляли в пищу огурцы, причём огурцы испанские.
Осознаю, что в контексте четырёх тысяч заражённых и без малого пяти десятков умерших от этого вида кишечной инфекции подобный юмор иначе, как «чёрным», не назовёшь. Но, несмотря на свой окрас, это не более чем юмор, вернее, злая шутка, которую сыграл сначала над испанскими, а затем и над всеми европейскими производителями сельхозпродукции злой рок.
И хотя обвинение с испанских огурцов было вскоре снято, испанские фермеры ещё долгое время еженедельно теряли порядка 200 миллионов евро, их итальянские коллеги — 100 миллионов, фермеры Голландии — 50 миллионов и по 30 млн евро — крестьяне Германии и Франции. Эти потери конечно же не окупятся суммарной компенсацией в 200 миллионов евро, которую Евросоюз планировал выплатить пострадавшим сельхозпроизводителям.
На овощном рынке Евросоюза и сейчас ещё царит хаос и неразбериха. Овощи на прилавках немецких магазинов практически до недавнего времени лежали, как музейные экспонаты. Видит око, да зуб неймёт. Люди смотрели на свежие овощи каким-то странным взглядом. Так смотрят в зоопарке на змей: с опаской, любопытством и потаённой радостью относительно толщины стекла, за которым находятся ядовитые рептилии. Со времени реабилитации испанских огурцов в обвиняемые попадали один за другим пророщенная соя, пророщенные бобы, пророщенные злаки, салаты, немецкие огурцы, биогаз, мусорные бачки, питьевая вода и т.д. И всякий раз новый виновник массового заражения назывался с демонстративным вздохом облегчения: «Истинный убийца на сей раз пойман!».
После многочисленных криков «Волки! Волки!» простой обыватель совершенно дезориентирован, не верит никаким официальным «результатам исследований» и теряется в догадках, что вообще есть можно, а что нельзя, потому что совершенно непредсказуемо, какую культуру или продукт назовут подлинным источником заражения завтра.
Европейское управление продовольственной безопасности меж тем нашло нового убийцу. На сей раз поступило сообщение, что источник кишечной палочки E.coli был завезен в Европу из Египта с партией семян бобовых в конце 2009 года. Эту информацию подтвердил на днях (6 июля) представитель еврокомиссара по здравоохранению Фредерик Вансан.
С сегодняшнего дня Еврокомиссия приостановила экспорт семян и ростков бобовых из Египта, кроме того, из продажи должны быть изъяты и уничтожены все импортированные из Египта в период в 2009 по 2011 год семена бобовых. Можно было бы, конечно, вздохнуть с облегчением, но опыт хронической дезинформации, накопленный населением Европы за последние два месяца, подсказывает, что радоваться рано. Во-первых, если мина замедленного действия лежала в закромах Евросоюза аж с 2009 года, то почему взрываться начала только сейчас? Во-вторых, Египет, вслед за испанскими фермерами, удивлён, возмущён и против неожиданных обвинений энергично протестует.
Увы, Европейский союз не выдержал экзамена, устроенного кишечной палочкой. Садитесь, господа, двойка всему классу!
Единый механизм, похоже, заклинило. Напуганное население разных стран наблюдает вместо согласованных действий странное метание и, в конечном итоге, согласованное бездействие самых разных международных структур.
Даже дебаты с участием министров сельского хозяйства стран ЕС о ситуации с распространением кишечной инфекции и о шагах по локализации источника массового заражения депутаты Европарламента провели только спустя три недели после начала таинственной эпидемии. Один из испанских депутатов Европарламента произнес тогда гневную речь, размахивая для убедительности большим огурцом, совершенно безответственно назначенным (уже и непонятно кем) «огурцом отпущения». Только это подвигло еврокомиссара по вопросам здравоохранения Джона Далли призвать наконец-таки руководство Германии прекратить панику на основе непроверенных данных.
Люди между тем продолжают заболевать, фермеры разоряться, а население Европы пребывать в полной растерянности, переходящей в тихую панику. А на прилавках, как ни в чём не бывало, лежат огурцы, зелень, помидоры. Так можно или нельзя, опасно или нет?
Эпидемия, конечно, штука неприятная и опасная, но ведь бывают в жизни стран и континентов события — не дай Бог, конечно — и пострашнее. Есть ли надежда на согласованность и эффективность действий стран содружества, правительств и международных институтов, случись что похуже палочки E.Coli?
Пока приходится довольствоваться советом перейти на безопасные продукты, например, есть суп из болотных орхидей. От него, насколько известно, ещё никто не умирал. А что, может, это и мысль?
Фотография РИА Новости