Шумите, революционер Лимонов, голосуйте, товарищ Барщевский
Перед каждым новым циклом административно регулируемых мероприятий под названием «парламентские и президентские выборы», которые не только свободными и честными, но и, в принципе, выборами язык назвать не поворачивается, среди оппозиционно настроенных политиков и граждан вспыхивают бурные дискуссии о том, участвовать или не участвовать в этих мероприятиях и в какой форме. Содержание таких дискуссий сводится в основном к далеко не всегда компетентным спорам о том, какая форма участия или неучастия в большей или меньшей степени способствует или препятствует фальсификациям. Подобные споры представляются бессодержательными, так как фальсификация на то и фальсификация, что может осуществляться тем или иным образом вне зависимости от того, как реально избиратели используют или не используют свои бюллетени для голосования.
Тем же, кто уже решил, что не желает способствовать созданию даже налета демократической легитимности у имитации выборов, и считает, что играть с наперсточниками по их правилам недостойно уважающего себя человека и гражданина, остается решить только один вопрос: в какой форме отказаться от участия в фарсе с заранее известными результатами.
Простейшая форма отказа от участия в имитации выборов — это сознательная неявка на избирательный участок в день голосования. Такой отказ носит непубличный характер и почти неотличим от позиции «пофигистов», которые не приходят потому, что политика им «по фигу», она, как они ошибочно полагают, их не касается и не влияет на их жизнь.
«Партизанская» форма отказа от участия состоит в том, чтобы взять открепительное удостоверение и не ходить на избирательный участок в день голосования. По действующим законам каждый избиратель «вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-20 дней до дня голосования), либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение». Соответствующая избирательная комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает удостоверение лично избирателю по предъявлению паспорта либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. После этого избиратель исключается из списка избирателей соответствующего избирательного участка, но при этом он не обязан использовать открепительное удостоверение для включения в другой список избирателей. Такой прием практиковался в советское время, так как позволял, с одной стороны, отказаться от участия в советских «выборах» и голосовании за «единый блок коммунистов и беспартийных», а с другой — публично не афишировать свой отказ, опасаясь политических преследований.
При массовом использовании «партизанской» формы отказа у избирательных комиссий могут возникнуть «технические сложности», связанные с тем, что ЦИК традиционно изготовляет всего порядка двух миллионов открепительных удостоверений. А такие удостоверения активно используются для фальсификаций. Например, они выдаются «мобильным бригадам», которые кочуют по разным избирательным участкам и многократно голосуют по одним и тем же открепительным удостоверениям.
Иногда ошибочно полагают, что такой «партизанской» форме отказа от участия аналогична другая «партизанская» форма, при которой полученный на избирательном участке бюллетень не опускается в ящик для голосования, а уносится с собой. Действительно, при это избиратель юридически не участвует в голосовании — по закону количество участвовавших в голосовании определяется по количеству бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования. Однако он остается участником мероприятия по имитации выборов и тем самым способствует его публично-политической легитимации, так как в публичной пропаганде используется процент явки на избирательные участки, а данные о количестве бюллетеней в ящиках для голосования не афишируются и фигурируют только в официальной статистике избирательных комиссий.
Существует и публично-правовая форма отказа от участия в имитации выборов путем подачи официального заявления об исключения заявителя из списка избирателей.
Напрасно правительственный юрист Барщевский самоуверенно вещает о том, что исключение из списка избирателей возможно только при отказе от российского гражданства. Действующим избирательным законодательством предусмотрено исключение из списка избирателей. Во-первых, как уже отмечалось выше, в случае получения открепительного талона. И, во-вторых, такая процедура установлена статьей 17 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Видимо, у юриста Барщевского стремление по любому поводу покрасоваться на телеэкране превалирует над профессиональным навыком изучать и знать законы. Но какова власть, такие у нее и юристы.
В указанной статье закона определено, что «исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий … производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения». Использование оборота «в том числе» предполагает, что исключение из списка может производиться на основании и иных, кроме указанных, официальных документов, а таковым и может стать письменное заявление гражданина.
Поэтому не надо стучать кулаком по столу участковой избирательной комиссии, требуя исключения из списка избирателей, к чему призывает революционер Лимонов, для которого право и закон — это пустой звук и буржуазные глупости. Кому нужно только показать себя и пошуметь в революционном запале — вперед за Лимоновым.
По закону списки избирателей составляются постоянно действующими территориальными избирательными комиссиями. Поэтому заявление об исключении из списка избирателей, прежде всего, следует подавать в эти комиссии. Это можно сделать и не посещая комиссию, а направив в нее заявление заказным письмом с уведомлением о вручении (именно так и поступил автор, заявление которого в избирательную комиссию прилагается). Заявление оптимально подавать в сроки, когда комиссия составляет списки избирателей. По закону эти сроки определяются, с одной стороны, тем, что сведения об избирателях, которые собираются и уточняются главами местных администраций, должны быть ими переданы в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования. А с другой стороны — тем, что списки должны быть составлены не позднее чем за 21 день до дня голосования. За 20 и менее дней до дня голосования заявление об исключении из списка избирателей можно подать в участковую избирательную комиссию.
В какой форме не участвовать в несвободных и нечестных выборах и каким образом выразить протест против нарушения своих избирательных прав — каждый решает сам.
И последнее. Публичные увещевания Барщевского и иже с ним о том, что если вы не участвуете в голосовании, то тем самым поддерживаете власть и «Единую Россию», и необходимо проголосовать за любую оппонирующую власти партию (правда, где такую реально оппонирующую партию взять, неизвестно), мягко говоря, недостоверны.
По закону голоса, поданные за не преодолевшие 7-процентный барьер партии, в распределении депутатских мандатов не участвуют, но учитываются при определении явки и очевидно способствуют созданию налета демократической легитимности у мероприятия по имитации выборов. К разрешенным властью партиям, которые даже на честных и свободных выборах не способны преодолеть барьер для прохождения в Думу, относятся «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко». У этих партий, к которым без поддержки власти, скорее всего, присоединится и «Справедливая Россия», реальная поддержка избирателей «ниже плинтуса» и теряется в статистической погрешности. То, что партии «Справедливая Россия» и «Правое дело» могут получить (естественно, только если власть захочет приписать им чуть более пяти процентов голосов избирателей) утешительные призы имени Медведева в виде 1-2 депутатских мандатов, реально на работу Думы никак не повлияет. Но, возможно, такая демократическая декорация власти потребуется, а зачем иначе надо было превращать «Правое дело» в дело Прохорова?
Так что нас фактически призывают голосовать либо за КПРФ, идеологические и программные установки которой во многом и реализует власть, только, по словам Зюганова, не так, как надо, либо за отдающую националистическим душком ЛДПР, за которую даже «по приколу» голосовать омерзительно. Голосуйте, товарищ Барщевский, если ваша моральная и этическая всеядность это дозволяет.
Ю.А.Нисневич, профессор,
доктор политических наук,
профессор НИУ ВШЭ и РУДН
В территориальную избирательную комиссию
Красносельского района города Москвы
От Юлия Анатольевича Нисневича, проживающего по адресу:
ЗАЯВЛЕНИЕ
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ (в редакции от 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обращаюсь в территориальную избирательную комиссию Красносельского района города Москвы, на территории которой зарегистрирован и постоянно проживаю, об исключении меня, Юлия Анатольевича Нисневича, из списка избирателей. Впредь до поступления от меня заявления о включении в список избирателей ни территориальная, ни участковая избирательные комиссии не должны включать меня в список избирателей.
Я официально отказываюсь от реализации предоставленного мне частью второй статьи 32 Конституции Российской Федерации права «избирать и быть избранным в органы государственной власти» до тех пор, пока не будут отменены Федеральный закон от 17.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях», Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 18.05.2005 №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Указанные законодательные акты существенно ограничивают и искажают возможности реализации моего активного и пассивного избирательного права и являются коррупционными, так как предоставляют неправомерное преимущество в реализации права «быть избранным в органы государственной власти» ограниченной группе лиц, в том числе и лицам, злоупотребившим своими служебными полномочиями и служебным положением при принятии этих актов, что в соответствии со статьей 19 Конвенцией ООН против коррупции от 23 ноября 2003 года, ратифицированной Российской Федерацией и действующей на ее территории с 2006 года, признается в качестве уголовно наказуемого деяния.
Пункт 16 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ (в редакции от 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей на основании официальных документов, каковым является данное заявление.
В соответствии со статьями 5, 10 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ (в редакции от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» комиссия обязана рассмотреть данное заявления в течение 30 дней со дня его регистрации и дать письменный ответ по указанному в заявлении почтовому адресу.
Фотографии РИА Новости