Downgrade политических «шаманов»
Американцы избежали технического дефолта, но временный компромисс между республиканцами и демократами не заключает в себе решения долговой проблемы США. «Американский Горбачев» Барак Обама проводит политику компромиссов и поиска консенсуса, но, как и в случае с поздним СССР, проблемы только усугубляются. Агентство S&P обещало понизить рейтинг США, если госрасходы не будут сокращены на 4 трлн. долларов, и сдержало обещание. Мировые биржи обваливаются, поддаваясь паническим страхам. Инвесторы в кризисных ситуациях превращаются в неуправляемую толпу. Их поведение можно вполне адекватно описывать понятиями «психологии толпы». Когда толпа впадает в панику, страхи разрастаются до фантастических размеров. Поведение толпы становится непредсказуемым. Каждый отдельный инвестор мало что может изменить в сложившейся ситуации. Самая безопасная тактика – плыть по течению, которое неизвестно куда вынесет. Нерациональность спекулятивной экономики капитализма проявляется в такие моменты особенно ярко.
В политике также являются определяющими далеко не рациональные мотивы. Рональд Рейган говорил, что знает две древнейшие профессии, одна из них — политика. Этот афоризм обычно цитируют в контексте продажности политиков. Но он имеет и другой смысл: публичная политика приводится в действие архаичными, базовыми инстинктами. Бывший актер Рейган прекрасно это понимал и реализовывал свое понимание на практике. Именно с Рейгана началось победное шествие технологий политического пиара по всему миру, в основу которых легли приемы «фабрики грез» Голливуда.
Мировая «фабрика политических грез» сегодня достигла пика своего могущества и в то же самое время демонстрирует исчерпанность своих методов. Барак Обама свел политику к чистому пиару. Он является ярким представителем типа политика-«шамана», который «заговаривает» проблемы, не предпринимая реальных действий для их решения. В России этот типаж воплотил Дмитрий Медведев, для которого слова заменяют реальность. Его вера в силу переименования вещей (например, «милиции» в «полицию») и изменения реальности с помощью «магии слов» уходит корнями в традиции и обряды примитивных народов. На уровне массового сознания вера в решение проблем с помощью «заговоров» и «заклинаний» сегодня широко распространена. В кризисные эпохи «магическое мышление», активизация архаичных структур сознания являются закономерным явлением.
Но политические процессы цикличны. Политики-«шаманы» становятся популярны в определенных исторических условиях. Когда общество стабильно развивается и не замечает системных проблем, оно отказывается от услуг «людей действия». Верх берет осторожность, нежелание «раскачивать лодку». Наиболее наглядно засилье «политического шаманизма» проявилось в докризисной Европе. Европейские политики стали большими специалистами по части разного рода заявлений и резолюций, саммитов, конференций, форумов и прочих мероприятий. Но решать политические проблемы они просто разучились. На любой вызов евробюрократы реагируют заявлениями, призывами к компромиссам, переговорам и т.д. Все эти «женевские процессы» по поводу конфликтов в «горячих точках» дают пищу для многочисленных и пустых дискуссий, но не позволяют продвинуться хотя бы на шаг в разрешении конфликтов.
После обвала рынков в 2008 году «шаманы» удержали власть по другой причине. В начальной стадии кризиса массовое сознание управляется надеждами на то, что кризис можно «заговорить», и все станет, как раньше. «Шаманам» доверяют переговоры со «злыми духами». Благодаря этому психологическому феномену Обама стал президентом и сохранял популярность. «Шаманы» заливали мировую экономику деньгами. Но не обеспеченные реальными активами деньги и пустые слова – явления одного порядка. Downgrade стал для американских избирателей и глобальных инвесторов сигналом – договориться с «духами» не получилось. «Шаман» сплоховал.
В этой ситуации начинает набирать силу новый тренд – публика видит спасение в «людях действия». В США быстро растет политический вес радикальной «Чайной партии». В сюжете с дефолтом сторонники этой партии сыграли заметную роль. В Америке даже заговорили о появлении трехпартийной системы, хотя активисты этого движения, в большинстве своем, члены Республиканской партии. Но речь идет о том, что программа «Чайной партии», идеология движения уже выливаются в самостоятельную политическую силу.
Главная отличительная черта «Чайной партии» и ее членов – призывы к действию. Поддерживающий это движение известный бизнесмен Дональд Трамп, собирающийся баллотироваться в президенты США, завил, что американцы превратились в нацию All Talk, No Action («только разговоры, никакого действия»). Восходящая звезда республиканцев Мишель Бахман заявила: «Г-н президент, американский народ выразил свое мнение, а теперь и рейтинговые агентства эхом отразили его мессидж – Ваша экономическая политика провалилась».
В ответ Обама выступил с речью, в которой заявил, что, несмотря на безответственность рейтинговых агентств, США остаются страной с рейтингом ААА. Его пиар-консультант Аксельрод (кстати, проваливший избирательную кампанию Юлии Тимошенко в 2010 г.) выдвинул тезис о том, что downgrade организовала «Чайная партия», тем самым переводя стрелки на радикальных республиканцев. Но Обама допустил ошибку своим заявлением: «Всегда есть экономические факторы, которые мы не можем контролировать: землетрясения, скачки цен на нефть, спад в других частях света». Либо «шаман» договаривается с «духами» и контролирует все, либо он плохой «шаман». Попытка Обамы свалить вину на «объективные обстоятельства» и предыдущую администрацию обернулась шквалом критики. Публика ждет конкретных, решительных действий, быстрых результатов. Downgrade стал «точкой бифуркации», разворотом, определившим новые ориентиры для массового сознания не только в США, но и во всем мире. На политическую сцену вызывают «людей действия». Разговоры не помогли.
В России этот разворот тоже будет иметь далеко идущие последствия. Все прежние расчеты можно смело отправлять в мусорную корзину. Крайним выражением тренда политиков-«шаманов» является Медведев. Он довел эту политическую тенденцию до полного абсурда, тем самым приблизив начало цикла восхождения «людей действия». Президентские шансы Медведева, на фоне событий в США, можно уже не рассматривать. Владимир Путин также скатился в категорию «шаманов». Его спортивная активность на телеэкране уже не производит должного впечатления. Реально к лучшему ничего не меняется. Проблемы уже не просто накапливаются, но начинают взрываться. Разговоры о «стабильности» в ситуации, когда государственная машина окончательно разболталась и ежедневные новости подобны сводкам с фронта, уже не оказывают прежнего убаюкивающего действия на массовое сознание. Формируется мощный общественный запрос на «людей действия».
В России политиков действия давно «зачистили». Наверное, не случайно, что в политику пошел российский Дональд Трамп – Михаил Прохоров. За ним подтягивается целый социальный слой менеджеров, сформировавшийся за годы рыночных реформ. Это «люди действия». В сложившейся ситуации это качество является определяющим. Остальное – дело техники.
Мир вступает в новую фазу развития. Меняется и запрос на тип политического лидера. В этом смысле серьезные перемены грядут в США, европейских странах, на постсоветском пространстве. В России перемены будут особенно заметны благодаря эффекту контраста. Зимняя спячка заканчивается…
Фотография РИА Новости