Американские горки российских выборов
Тот, кто подкрался незаметно к Европе и США,
из России никогда не уходил.
Анекдот из Интернета
История президентских выборов в России довольно занимательна и заслуживает отдельного исследования. Но есть в ней одно интересное обстоятельство, которое следует рассмотреть особо. На всех выборах побеждал кандидат, который устраивал США. Началось это еще в советское время, когда состоялись первые выборы президента РСФСР. Михаил Горбачев хотел протащить Рыжкова, но победил Ельцин. И это произошло при советском контроле за выборным процессом.
Ельцин оправдал доверие и взял курс на обособление России от союзного руководства. Путч 1991 года был следствием управленческого кризиса — кому должны подчиняться армия и другие силовые структуры в ситуации, когда вопрос стоит ребром? Группа «Альфа» отказалась штурмовать Белый дом и тем самым решила эту дилемму. Власть перешла в руки российского президента. Президент СССР стал номинальной фигурой и вынужден был подать в отставку вместе с Советским Союзом.
Ельцин начал ускоренными темпами вводить в России капитализм по американским рецептам. Американский капитализм — капитализм олигархический. Поэтому создание класса олигархов было первоначальной задачей американизации России. Этим благородным делом занимался Анатолий Чубайс — отец всех российских олигархов.
В 1993 году случился политический кризис. Кресло под Ельциным зашаталось, но альтернатива (Руцкой и Хасбулатов) США категорически не устраивала. Поэтому Клинтон поддержал расстрел Ельциным все того же Белого дома. CNN преподносила всему миру это действо как победу сил демократии над реставраторами «Империи зла». Была принята новая Конституция, которая действует до сих пор. По ней была упразднена «власть Советов», разгром советской политической системы довели до конца. Новая система давала карт-бланш «великому реформатору» для реализации американских экономических рецептов. Но советская система был столь крепко сколочена, что даже перекройка политического устройства не смогла сломить сопротивления «реформам». В 1996 году Ельцина буквально втащили во власть. Однако второй срок Ельцина ознаменовался дефолтом, и само слово «реформы» стало ругательным. К 1999 году вполне явно обозначился общественный тренд возвращения к «советским истокам». Его успешно оседлал внешне чем-то похожий на Брежнева Евгений Примаков, который быстро набирал популярность после назначения премьер-министром РФ. Его знаменитый разворот самолета над Атлантикой эту популярность увеличил, но стал сигналом для американцев: Примаков не наш. Проект «Путин» был запущен для того, чтобы не допустить президентства Примакова, который уже в должности премьер-министра начал опираться на советские кадры (Ю.Маслюков, Г.Кулик). Американские политические технологии были применены с ковбойским размахом. Из Путина стали ваять образ «своего парня», используя все известные приемы Голливуда. Тоску народа по «советскому величию» утолили имитационными методами — восстановление советского гимна, державная риторика, пропаганда военной мощи России и т.д.
Разлад с «вашингтонским обкомом» начался у Путина из-за войны в Ираке. Сегодня мало кто помнит, как метался Путин между Джорджем Бушем-мл. и тандемом Ширак-Шредер накануне войны. Буш призывал Путина поддержать войну, Шредер и Ширак уговаривали выступить против. Путин делал противоречивые заявления, пытаясь угодить и тем и другим. Но ситуация требовала однозначного выбора. В конечном счете победил проевропейский вектор. Экономически Россия связана в большей степени с Европой, поскольку именно Европа является основным покупателем российских сырьевых ресурсов. С США Россия связана в большей степени политически, т.к. российские «западники» и «либералы», находящиеся у власти, являются проамериканскими, а не проевропейскими креатурами. У европейцев нет такой отлаженной машины проведения политических спецопераций в других странах, как у США. Назначение Дмитрия Медведева в 2008 году президентом было уступкой Путина Америке. Механизм кризиса начал явно раскручиваться с 2007 года, и было ясно, что скоро бабахнет. Путин был вынужден пойти на конструкцию «тандема», чтобы удержаться у власти, ведь финансовые козыри глобальной экономики на руках у американцев.
Нынешний кризис четко демонстрирует, что доллар и евро являются не взаимодополняющими, а конкурирующими валютами. После образования «зоны евро» Запад, в привычном нам понимании, перестал быть единым. Американские эксперты рекомендуют ЕС исключить Грецию из «зоны евро» и объявить там дефолт. Весьма добрый совет, который приведет к падению доверия к евро и развалу «еврозоны». Но только так может выжить долларовая система. Как говорил генерал Лебедь, «двум пернатым в одной берлоге не ужиться».
Вернемся к нашим президентам. Война в Ираке обозначила границу между интересами Европы и США и вынудила Путина определяться не только в военных вопросах, но и, что важнее, в экономических. Охлаждение отношений с США сопровождалось сближением позиций с ЕС, прежде всего с Германией. Российско-германский союз крепнет день ото дня, вызывая историческое беспокойство англо-саксов. Когда Путин заявляет, что газопроводы в Германию позволят России не зависеть от Украины, то он тем самым подтверждает, что немцы более «братский народ», чем украинцы. Им можно доверять, а «хохлам» — нет. Даже «славянское братство» оказалось слабей экономических уз России и Германии.
Для США это серьезная проблема, о чем американские аналитики пишут открыто в своих комментариях. Это вообще отличительная черта американцев — они обсуждают публично такие вещи, которые в России называются «нетелефонным разговором». Поэтому анализировать их глобальные телодвижения проще, чем византийские узоры российской политики.
Экономические прогнозы по поводу дальнейшего развития мирового кризиса делятся на плохие и очень плохие. Знаменитый предсказатель кризисов Нуриэль Рубини обещает «вторую волну», которая будет «настоящим цунами», то есть намного более разрушительной, чем первая. Председатель правления «Ренессанс Групп» Стивен Дженнингс в пространном интервью газете «Коммерсантъ» от 23 августа с.г. описал крах долларовой системы и радужные перспективы развивающихся рынков (в том числе и российского). Путин опирается именно на эту теорию, что следует из его экономических заявлений. Согласно этой теории нужно перестать ориентироваться на США с их долларами и укреплять связи России с «зоной евро» и азиатскими экономиками (прежде всего с Китаем).
В радикальном виде эту теорию развил Михаил Прохоров (кстати, 50%-1/2 акции в инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» принадлежит группе ОНЭКСИМ). В манифесте своей бывшей партии «Правое дело» Прохоров предлагал вывести деньги российского бюджета из американских ценных бумаг, то есть перестать поддерживать бесперспективную американскую экономику. Прохоров также выступил с идеей «Большой Европы». К предложению миллиардера о вступлении России в «зону евро» отнеслись как к экзотическому. Но это был своего рода «пробный шар». Идея вполне разумная. Бумажные деньги должны иметь реальное обеспечение. Евро на сегодняшний день обеспечено промышленной мощью Германии и, в меньшей степени, Франции. Остальные страны ЕС повисли на «еврозоне» в качестве дотационных субъектов. Если Россия вступит в еврозону, то ее взнос будет выражаться в сырьевых ресурсах. Промышленный и технологический потенциал Германии и сырьевые ресурсы России могли бы стать основой новой мировой валюты (даже если «евро» сохранит прежнее название, это будет уже другое «евро»). Могли американцы стерпеть такую дерзость? Разумеется, нет. Они с легкостью укатали директора МВФ, усомнившегося в перспективах доллара. Заявления Прохорова были признаны крамольными, и один из членов комиссии «Сурков-Макфол» осуществил спецоперацию по изгнанию Прохорова из «Правого дела».
Но Прохоров решил играть по своим правилам. Для тех, кто был в гуще событий, основной шок заключался в том, что с Прохоровым в Администрации президента обо всем договорились (олигарх тихо-мирно покидает партию и едет отдыхать после тяжких трудов в Куршевель), а утром он «нарушил договоренности» и организовал альтернативную тусовку, которую назвал «высоким собранием». Мало того, призвал отправить в отставку Суркова. Из чего следует, что проамериканские и проевропейские лоббисты пошли стенка на стенку.
Если проблему формулировать упрощенно, то она заключается в следующем: кого спасет Россия — доллар или евро? Российская экономика слишком зависима от внешних экономических факторов, чтобы встать на любимый «особый путь». Прохоров, кстати, заявил на одной из пресс-конференций, что «российский рубль не является суверенным», поскольку обеспечен только сырьем. Это весьма меткая констатация факта тотальной зависимости российской экономики от игр «больших дядек» мирового рынка. А у «дядек» — конфликт, и Россия оказалась между молотом доллара и наковальней евро.
Путин в сложившейся ситуации, как всегда, пытается угодить и нашим и вашим. Сейчас через СМИ транслируется конструкция будущей российской власти президент Путин и премьер-министр Кудрин. Кудрина пару лет назад один американский журнал объявил «лучшим министром финансов года». Для американцев Кудрин «свой». Сам Путин ориентирован на Европу и, в меньшей степени, на Китай. Иными словами, Путин снова пытается ускользнуть от однозначного решения, предлагая на следующие шесть лет очередной «тандем». Президент будет тянуть в Европу, премьер-министр — в Америку. С учетом того, что правление «второго тандема» придется на фазу сшибки доллара и евро в борьбе за мировое господство, то принятие российским руководством самостоятельных стратегических решений будет попросту невозможно. Президент и премьер будут тянуть в разные стороны и порвут не только «тандем». Своими играми они могут загнать Россию в такой исторический тупик, который обернется распадом страны. Тогда Россию просто поделят между конкурирующими «дядечками», и вуаля!
После ухода из «Правого дела» Михаил Прохоров написал в своем блоге: «В том, что произошло, для меня нет личного конфликта с кем бы то ни было. Несмотря на переход на личности. Обычно в таких случаях говорят: nothing personal, just business. По сути, это был конфликт идеологий, парадигм развития. На данном историческом этапе победил консерватизм. Я предлагал перемены. Система не готова». К этому можно только добавить, что неготовность Системы к переменам, выражающаяся в неспособности руководства страны принимать стратегические решения, приведет в конечном счете к краху самой Системы. Вопрос лишь в том, не утянет ли Система за собой и страну, как это произошло в случае СССР. Это главный вопрос на сегодняшний день.
Американцам всегда удавалось протолкнуть на пост президента России выгодного им кандидата. Новый посол США в России Майкл Макфол не карьерный дипломат, а политолог и политтехнолог. Он будет курировать избирательный процесс со стороны «вашингтонского обкома». Сам факт этого назначения свидетельствует о том, насколько серьезно относятся в США к российским выборам. Получится ли у них и в этот раз?