КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииО праве на защиту, правах защитника и защите права

1 НОЯБРЯ 2011 г. АЛЕКСАНДР ФЕДУТА

РИА Новости

 

Из Минска не всегда внимательно вслушиваешься в то, чем гудит московский эфир. Но вот последнюю неделю, как мне показалось, все московские медиа только и делали, что обсуждали, явится Юрий Лужков на встречу со следователем по делу, в котором он фигурирует как свидетель, или не явится. Наденут на него наручники или нет. И что там за негласный пакт о ненападении он нарушил, что его вдруг вызвали.

Оно понятно: бывший мэр Москвы все еще является VIP-ньюсмейкером. А заодно уж не только он, но и его жена, дети, его фирмы и его адвокат.

О последнем речь и поведем. Говорят, что адвокат знаковый – Генри Маркович Резник. Оратор яркий, что твой Плевако.

И, понимаете, не боится Генри Резник государева гнева! Берется же защищать права отринутого от Москвы Юрия Михайловича! Эдак, прости Господи, скоро всякую прочую антипутинско-антимедведевскую «шушеру» защищать возьмется – скажем, Лимонова и лимоновцев, Каспарова и каспаровцев, Ходорков… Хотя, у Михаила Борисовича свои адвокаты ничуть не слабее будут. И тоже почему-то не боятся государева гнева!

Я это к тому, что сколь бы жестким ни был российский режим, адвокату ничего не грозит: он реализует право своего клиента на защиту. А у нас в Минске одной из главных новостей прошедшей недели стал отказ Верховного суда удовлетворить иск теперь уже экс-адвоката Тамары Сидоренко к Министерству юстиции, лишившему женщину лицензии – то бишь, куска хлеба.

Тамара Сидоренко в ходе недавних судебных процессов защищала интересы кандидата в президенты Республики Беларусь Владимира Некляева. Защищала добросовестно, ибо известна была всегда как юрист знающий, дотошный и въедливый. За что и пострадала: лишилась лицензии под предлогом наличия в ее документации за прошлые годы «определенных нарушений». То есть ни тайны следствия она никому не раскрывала, ни «малявы» подзащитным не передавала. Но вот – нарушила что-то такое «определенное», что лицензии ее лишили.

И не ее одну.

Всего после процессов по делу о «белорусских декабристах» лицензии лишились девять адвокатов и еще трое ушли, что называется, «по собственному желанию» — не дожидаясь, пока и их настигнет карающая длань Министерства юстиции.

Почему? Мое непрофессиональное мнение: защищали они не тех и не так. Нужно было или сразу отказываться, или рвения не проявлять. Ибо белорусское государство такое, что будь ты хоть Резником, хоть Падвой – вырежут тебя при необходимости и не помилуют.

А без адвокатов тяжело, я по себе знаю. За сто девять дней моего пребывания в СИЗО КГБ Белоруссии ни разу адвокат так и не смогла меня навестить. Не пускали. Места, дескать, нет. И даже генеральный прокурор Григорий Василевич (тоже уже бывший) ничем не смог помочь, хотя в первые дни обещал, что законность в праве арестантов на защиту будет обеспечена.

Ну, ладно. Автору этих строк поначалу срок от пяти до двенадцати лет грозил. А вот подсудимым по делу о взрыве на станции метро «Кастрычнiцкая» в Минске Ковалеву и Коновалову грозит и вовсе высшая мера наказания. Так вот на суде выясняется, что и к ним адвокат попасть не мог. Во всяком случае, к одному из них – это точно.

Странное дело: право на защиту у нас есть, а вот права у защитников реализовать мое право на защиту просто нет. А ведь именно реализация этого права в полной мере и позволяет восторжествовать справедливости.

И тут вспоминается еще одно немаловажное обстоятельство. Адвокатской деятельностью в Белоруссии могут заниматься лишь те лица, кто соответствующую лицензию получил в белорусском Минюсте, либо имеющие ее в странах, с которыми у Белоруссии подписано надлежащее соглашение. Так вот – российский адвокат (утритесь, Генри Маркович!) в Белоруссии еще более бесправен. Ничего он сделать не сможет – даже проконсультировать родственников клиента. Ибо соглашение с братской Россией Белоруссия до сих пор не подписала.

А вот с Литвой подписала. И литовская адвокатская контора будет теперь рьяно защищать белорусского оружейного барона Владимира Пефтиева, которому запретили въезд в Европейский Союз.

Но адвокатам-литовцам, приглашенным защищать в свое время «декабристов», белорусские власти все одно визу не выдали.

Такое вот у нас в Белоруссии право.

А вы там говорите – Лужков! К нам бы вашего Лужкова, в дорогую его сердцу Белоруссию времен Лукашенко! Я посмотрю, кто тут осмелится его права «качать»!

 

Минск

 

Версия для печати