КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеСети обновленного фундаментализма

www.audiostop.ru

 

Неискушенный читатель вряд ли вздрогнет, прочитав выписку из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета № 17 от 22 сентября 2011 года, содержащую уныло-протокольное: «СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством “Ковчег” книги “Сети «обновленного Православия»”, предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ:  Предоставить издательству “Ковчег” право использовать гриф “Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви”».

Но у тех, кто держал в руках упомянутые «Сети…», новость может вызвать  лишь оторопь. Однако, чтобы понять почему, нужно мысленно вернуться назад даже не на пятнадцать лет, когда «Сети…» впервые появились на прилавках книжных лавок, а гораздо дальше, в позднесоветское прошлое.

1970-е, 80-е годы отличились не только унылым застоем, но и массовым приходом интеллигенции и народа в православную церковь. Кто-то из наиболее активных верующих даже сидел в те годы в лагерях — например, за издание православной газеты или организацию христианского семинара. Одним из «центров притяжения» в среде уверовавшей интеллигенции был в те годы хорошо известный ныне миссионер и катехизатор священник Георгий Кочетков (на фото справа). В лагере он не сидел, но был по требованию известных органов выгнан за миссионерскую деятельность с последнего курса Ленинградской духовной академии с «волчьим билетом», то есть без какой бы то ни было возможности служить.

После падения советской власти и отмены антицерковных законов круг людей, вдохновленных проповедью о. Георгия о необходимости серьезной подготовки к крещению, целостной жизни в церкви по Евангелию, в служении Богу и людям, очень быстро вырос в заметное в Русской православной церкви Сретенско-Преображенское братство. Братство дружно восстанавливало в Москве храмы, открыло православную высшую школу, создало издательство и журнал, активно занялось делами просвещения и милосердия. И никому из его многочисленных членов не приходило в голову, что кого-то эта активная деятельность может очень сильно раздражать.

Удар по о. Георгию, «вырвавшемуся», по словам недоброжелателей, «вперед на белом коне», был нанесен неожиданно. Появились публикации в «Русском вестнике», «Черной сотне», стали собираться «конференции», прежде всего в печально известном «Славянском фонде». Псевдопатриоты, не усвоившие толком даже азов православной веры, взялись отстаивать «свое» православие от явно чужих им по духу братчиков, которые не искали врагов и слуг антихриста, не боялись штрих-кодов и не шумели на митингах. Страницы черносотенных изданий запестрели устрашающими заголовками: «Готовят новый раскол?» («Русский вестник»)…

Вот на этой волне и появились «Сети обновленного православия». Сборник статей стремился запугать читателей: «Модернизм стимулиру­ется организациями, устанавливающи­ми антихристианский “новый мировой порядок”, действующими прикровенно, в первую очередь через средства массовой информа­ции и агентов влияния»… «Пестрота требований и взглядов модернистов не должна засло­нять от нас конечной, в большинстве случаев не осознаваемой ими самими глобальной цели — разрушения Церкви и выработки новой всемирной религии антихриста»… «Если мы начнем безжа­лостно насаждать новые формы, а вместе с ними неизбежно и новый смысл и новый дух, то произойдет страшная вещь»… Кто же эти «страшные враги», «слуги антихриста», «прикровенно действующие в русской церкви»? Кроме главного, по мысли авторов сборника, недруга — священника Георгия Кочеткова (который, к слову, поныне является священником Русской православной церкви, попечителем теперь уже многотысячного братства, не так давно вошедшего в официально учрежденный Совет православных общественных объединений РПЦ), в книжке с осуждением, а порой и с ненавистью, упоминается великое множество живых и почивших православных людей — великих (таких как деятели русского религиозного возрождения, всемирно известные богословы и философы, или покойный академик С. Аверинцев) и малых. В модернизме обвиняются архиереи и руководители синодальных отделов РПЦ, авторы книг о вере и церкви, сторонники богослужебных переводов… Темные намеки, искаженные или вырванные из контекста цитаты довершают картину.

Невольно возникает вопрос: с какой стати эта мутная субстанция теперь, через 16 лет после издания сборника, вновь вытаскивается наружу? Почему ей вдруг присваивается гриф Издательского совета (а это значит, что она сможет продаваться в любых храмах РПЦ и провоцировать раскольнические настроения в церкви)?

Ответов может быть много, и сложных, и простых, и конспирологических, и психологических. Однако напрашивается самый простой из них: в последнее время озабоченные поисками врагов околоправославные фундаменталисты стали в разных областях и от разных людей встречать отпор. Потерял своих спонсоров портал «Русская линия». Не смог получить гриф Информационного отдела журнал «Благодатный огонь». И так далее, и тому подобное…

Вот и рвутся друзья в «последний и решительный», выискивая любые щелочки и дырочки, куда можно было бы пролезть с воинственной целью. Жаль, что такая щелочка нашлась в отделе у митрополита Климента (Капалина).

Возможно, сам владыка Климент вовсе не радуется навязанной ему роли покровителя повсеместно отвергаемых авторов «Благодатного огня» и «Русской линии» (они же — авторы сборника «Сети обновленного православия»). Может быть, он хочет начать дискуссию — например, издать сначала «Сети…», а потом полемические издания фигурантов сборника —  серию изданий Сретенского братства «Христианский вестник». Не этим ли вызван нестандартный пункт постановления: инициаторы переиздания обещают «исправление недостатков согласно замечаниям»? Может быть, не очень приличный сборник попытаются «причесать», чтобы он стал похож на полемику, а не на базарную ругань? 

Однако исправить «Сети…» можно лишь одним способом: выкинуть все рассуждения авторов, извращающих любую мысль оппонентов и с подозрением выворачивающих наизнанку любое намерение тех, против кого они взялись бороться, и оставить одни лишь цитаты из святых отцов. Сейчас эти цитаты тоскливо и одиноко плавают в окружающем их море недоброкачественного мутного текста, а тут, глядишь, и зазвучат.

Но в такой благополучный исход исправления почему-то не очень верится. И начинаешь думать, что все правки ограничатся лишь исключением из текста недоброжелательных упоминаний возглавляющего ныне Русскую православную церковь Святейшего патриарха (в годы написания книги — митрополита Смоленского) Кирилла и других видных иерархов. 

Фоторафия с сайта www.audiostop.ru

 


Версия для печати