КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеИтоги недели. Зато мы делаем подлодки…

11 НОЯБРЯ 2011 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

РИА Новости

Безусловно, главным событием недели стали ответы Михаила Ходорковского на вопросы слушателей «Эха Москвы». А точнее, его чрезвычайно честный прогноз относительно того, что с восшествием на престол Путина В.В. в стране установится длительный период застоя и деградации, который может быть прерван исключительно в результате революции – нынешний нацлидер исключил для себя возможность тихо уйти на покой. Насчет революции – разговор особый и вряд ли актуальный. А вот все признаки наступающего застоя налицо. Причем застоя в его советском варианте, в сочетании с милитаризацией.

На этой неделе Владимир Путин принял участие в специально созванной по этому поводу Всероссийской конференции транспортников. Как водится, премьер, уже назначивший себя президентом, сыпал цифрами, километрами проложенных дорог, грузоподъемностью железнодорожных вагонов, количеством самолетов и кораблей, которые обязательно, ну вот-вот, практически завтра встанут на службу гражданам. Как водится, специально назначенные подхалимы старательно лизали заранее указанные места. И главный начальник решительно расслабился. Из него поперло подсознательное. Точно как в анекдоте: «Рядовой Петров, почему вы все время смотрите в окно? О чем думаете? – О бабах. Да почему о бабах? – А я о них завсегда думаю».

Стоило заслуженному думцу Артуру Чилингарову заговорить о законопроекте, посвященном Северному морскому пути, как Путин мгновенно отреагировал: «Завтра на «Севмаш» с заводских испытаний, с морских испытаний приходят новые боевые подводные лодки. Мы там тоже будем наращивать нашу группировку, разумеется, и будем, безусловно, обеспечивать безопасность страны на северном направлении».

То, что скоро льды в Северном Ледовитом океане растают и Россия просто так, задарма, только благодаря своему географическому положению будет контролировать кратчайший путь между Азией и Европой и, стало быть, получит новый источник дохода — любимая идея нацлидера. Однако, поразительное дело, когда зашла речь о Севморпути, Путин в первую очередь подумал не о том, что весьма скоро заканчивается срок службы практически всех российских ледоколов, не о том, что ни в Мурманске, ни во Владивостоке нет современных терминалов, способных обработать большие грузопотоки. Наконец, премьер почему-то вовсе не озаботился тем, почему, несмотря на длящийся вот уже года четыре трендеж про особую программу возрождения Севморпути, так и не удается наладить нормальное движение по всей его протяженности.

 Нет, Путину первым делом пришло в голову нечто несусветное: безопасность Севморпути будет обеспечиваться атомными подводными лодками. И это притом, что две из вернувшихся с ходовых испытаний лодок — «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» — стратегические ракетоносцы, предназначенные для обеспечения ядерного сдерживания, а совсем не для охраны транспортных коммуникаций. Впрочем, пока что эти подводные крейсеры вообще никаких боевых задач выполнять не могут, так как не имеют вооружения. Предназначенная для них печально известная межконтинентальная ракета «Булава» все еще проходит испытания. Что до третьей субмарины, «Северодвинска», то это — многоцелевая атомная подводная лодка, предназначенная как для уничтожения военно-морских группировок, так и для нанесения ударов по побережью. Она, безусловно, в состоянии разрушить транспортные коммуникации вероятного противника. Вот только защищать их вряд ли способна. Если не исходить из того, что в один прекрасный день Северный морской путь будет захвачен американскими авианосными группировками.

Вообще все планы возрождения Арктики почему-то сводятся к довольно бессмысленной милитаристской риторике. Российские начальники неизменно начинают с разговоров об освоении природных богатств, а заканчивают обещаниями развернуть три сухопутных бригады «для защиты наших национальных интересов». При этом не замечают очевидного противоречия: они собираются продавать природные ресурсы развитым странам Запада, то есть как раз тем, от кого они эти самые ресурсы обещают защищать с помощью военной силы. То же самое касается и Севморпути. Оживлять его для обеспечения внутрироссийских перевозок более-менее бессмысленно: нет такого количества грузов, которое сделало бы Севморпуть рентабельным. Стало быть, зарабатывать рассчитываем, предоставляя транспортные возможности японцам, корейцам и, страшно сказать, тем же американцам. Но тогда причем здесь подводные ракетоносцы? Или Россия намерена связывать три континента, угрожая при этом как раз тем, кому мы намерены предоставлять транспортные услуги?

Впрочем, очевидное отсутствие логики никого не смущает. Ведь на все вопросы бытия подсознание нацлидера радостно отвечает: «Зато мы делаем подлодки». Что и было доказано буквально на следующий день, когда премьер присутствовал при подписании контрактов на постройку новых подлодок общей стоимостью аж 280 миллиардов рублей.

 

Версия для печати