КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВсе дело в «Саньке»

17 НОЯБРЯ 2011 г. СЕРГЕЙ АКСЕНОВ

РИА Новости

 

Земляки Захара Прилепина, этакие молодые комсомольцы из прокремлевской организации «Новые люди», обратились накануне в министерства юстиции и образования с требованием проверить книги писателя «Санькя» и «Черная обезьяна» на экстремизм.

Прежде чем совершить этот акт гражданского мужества, юные цензоры прилежно обошли аж восемь детских и юношеских библиотек Нижнего Новгорода, где собрали мнения библиотекарей о книгах живого классика. Мнения оказались жесткими: читать такое детям – противопоказано, якобы сказали библиотекари.

Не прошло и нескольких часов с момента обнародования этой великолепной охранительной инициативы, как прокремлевцы «включили заднюю». Их риторика становилась все мягче, а праведный гнев на развращающую детские души литературу постепенно улетучился. Похоже, кто-то очень не глупый спохватился и окоротил юных энтузиастов, однако мы уже все поняли.

То, что попытались сделать прокремлевцы – голубая мечта всей корпорации охранителей, захвативших Россию, от кремлевских бонз до их юных «шестерок». Вдохновение им не ведомо. Запретить, нейтрализовать, купировать – вот их методы во всем, от литературы и политики до повседневной жизни. Там, где они могут запретить – запрещают. Да, не так грубо, как, например, в советское время, но что с того?

«Санькя» – не первая книга Прилепина. Изданная в 2006 году, она взорвала российское общество, и ясно почему. В отличие от многочисленных fiction-story, эта книга имела действующего в реальном пространстве прототипа – НБП – партию Эдуарда Лимонова. И в тот самый момент, когда читатель зачитывался приключениями главного героя книги Саши, его прототип, осужденный за участие в политической акции в Минздраве, сидел в карцере лагеря общего режима в волгоградских степях. Взаправду.

Это подкупало. Прочитав «Санькю», многие молодые люди шли прямиком в партию для того, чтобы «прожить» любимую книгу. Так литература стала фактором политики. И даже запрет НБП в 2007 году не повлиял на этот процесс. Скорее наоборот – запретный плод сладок. Не знаю, читал ли «Санькю» Андрей Сухорада, коротко побывавший в бункере НБП в 2004 году, но верю, что да, читал.

Читают ее и другие. Который год «Санькя» в топах продаж крупнейших книжных магазинов. А значит история провинциального паренька Саши Тишина продолжает вдохновлять российскую молодежь. Вдохновлять на что? Страшно подумать, заранее дрожат охранители.

В минувшем году «Санькя» приобрела новое измерение. Блестящий драматург Кирилл Серебренников поставил ее вместе с артистами школы-студии МХАТ. Спектакль получил название «Отморозки». До сих пор не могу забыть, как на премьере на Винзаводе я вскочил, потрясенный, да так и простоял все два часа действия. Ощущение было... как в церкви. Мол, нельзя сидеть – святотатство. Впрочем, Петру Авену, который заглянул туда, спектакль не понравился, и я догадываюсь почему. Мнение четы Юмашевых, также присутвовавшей на показе, мне неизвестно.

То есть «Санькя» – это уже больше, чем книга. Это явление. Сейчас «Отморозки» гастролируют по стране, телеканал «Дождь» готовит телевизионную версию, а значит, «Санькю» уже не изъять из нашей жизни, как бы там кто ни старался ее запретить. Как нельзя запретить жизнь.

 

Фотография РИА Новости

 

 

Версия для печати