О покушении на Андрея Лугового
Умение наших властей наступать на грабли непревзойденно. Казалось бы, Литвиненко отравили пять лет назад, память об этом конфузном событии — все-таки не всякая Ливия устраивает теракты с применением радиактивных веществ в центре Лондона — лучше не теребить, так нет же: в конце ноября Следственный комитет не нашел ничего лучше, как возбудить дело по факту попытки отравления депутата от ЛПДР г-на Лугового. Которого, значит, по новым данным, неизвестные злодеи пытались отравить вместе с Литвиненко.
Я так мало сомневаюсь, что Литвиненко убили в результате спецоперации ФСБ.
Почему полоний?
Потому что если трубой по башке в подъезде, так это один звездочки получит, а если полоний — так будет целый звездопад.
К тому же отечественные левши вычитали в какой-нибудь совсекретной публикации конца 70-х, что полоний-210 не обнаруживается. О том, что на дворе не конец семидесятых, а середина нулевых, они забыли.
Отдавал ли приказ лично Путин? Я так полагаю, что да, потому что иначе теряется весь смысл операции. Как же тогда зведочки-то получать?
Почему отравили? Потому что для ФСБ он был предатель.
Потому что он ездил на встречу с Ачемезом Гочияевым, знал, что тот скрывается в Панкиси, — и громко оглашал «неизвестно откуда полученное» заявление бизнесмена Ачемеза Гочияева о том, что его подставило кровавое ФСБ. Это все равно как если бы бывший сотрудник ФБР съездил в Торо-Боро и оттуда привез заявление бизнесмена бен Ладена, что его подставили.
Потому что когда Путин поцеловал мальчика в животик, то Литвиненко немедленно разразился статьей о том, что «по нашим источникам» и «согласно секретным докладам» Путин — гомосексуалист.
Потому что когда датская Jyllands-Posten опубликовала карикатуру на пророка Мухаммеда, Литвиненко немедленно разразился статьей о том, что «по нашим источникам» и «согласно справкам» главный редактор газеты — агент ФСБ, устроивший провокацию с целью поссорить мирный ислам с Западом.
Потому что когда нашим дипломатам в Ираке отрезали головы, Литвиненко разразился статьей о том, что «согласно нашим экспертам» у убийц, стоящих с мешками на голове за своими жертвами, «славянская форма ушей» и головы дипломатам отрезало кровавое ФСБ с целью скомпромпетировать мирный ислам, и пр. и пр.
В целом можно сказать, что Литвиненко поменял знак, но не поменял методов. Он боролся с ФСБ теми же самыми методами, которыми ФСБ борется с неугодными. Как умел, так и боролся.
У меня вообще родилось предположение, что авантюрист и любитель рисковать Литвиненко, которому в Лондоне жилось все туже (Березовский платил все меньше, а переписанные с компромата.ру «секретные данные» со ссылками на «наших агентов» не пользовались у МИ6 особым спросом), сознательно насаживал свою жизнь на крючок, как наживку, нарочно рисковал и дразнил режим. Надеялся, что его бывшие коллеги не утерпят и устроят покушение, а в силу неистребимой привычки все делать через задницу — попадутся. То есть все эти тексты про Путина-гомосексуалиста были не просто текстами, а частью спецоперации «Вызываю огонь на себя».
И все он рассчитал правильно: и не утерпели, и попались, и обеспечили Литвиненко всемирную известность, — и ошибся адреналиновый наркоман Литвиненко на самую малость — всего лишь на одну человеческую жизнь. Свою.
Так что мотивы совершения в центре Лондона теракта с применением полония для меня в принципе понятны. Они поддаются если не оправданию, то объяснению.
А вот мотивы, побудившие СК возбудить дело по факту отравления Лугового, для меня загадочны. Они не поддаются истолкованию, настоящий Фестский диск. Скорее всего, ребятам просто понадобилось как-то отреагировать на заявленное в ноябре намерение британской стороны экстрадировать также и Дмитрия Ковтуна; а это заявление, в свою очередь, подозрительно напоминало желание уже британских властей хоть чем-то отметиться в пятилетие отравления.
Что ж до того, что отравить пытались и Лугового — это, как ни смешно, вполне может быть правдой. Думаю, что, с точки зрения ФСБ, Андрей Луговой, охранник Березовского и Патаркацишвили, постоянно курсировавший между Лубянкой и Лондоном (напоминаю, что даже знаменитая ныне пленка с разговором между Патаркацишвили, Березовским и Абрамовичем в 2000 году в Ле Бурже, которую нынче заслушивает Лондонский суд, была записана Луговым по просьбе Бадри), был в лучшем случае двойным агентом и мало отличался от предателя Литвиненко. Он был вполне расходный материал; я вообще полагаю, что Луговой спас свою жизнь тем, что, едва начался скандал, прибежал на «Эхо Москвы» и заявил: вот он я! Иначе нашли бы бедолагу с простреленным виском и с запиской: «Я, начальник охраны Березовского, отравил Литвиненко по заказу Березовского».