Хорошие наблюдатели
На российских выборах есть два типа наблюдателей — плохие и хорошие. Плохие — это официальные лица, направленные в Россию ПАСЕ и ОБСЕ. Они без всякого пиетета относятся к российским электоральным нравам, считают недопустимым любое применение административного ресурса и надоедают должностным лицам своими придирками. Но сейчас речь о хороших, которые настроены вполне благожелательно и поэтому являются любимцами российских провластных СМИ. Они не делегированы международными организациями, а позиционируют себя в качестве независимых свидетелей электорального процесса.
Например, поляк Матеуш Пискорский, еще до завершения голосования высоко оценивший ход российских выборов и не заметивший никаких серьезных нарушений. Он уже не в первый раз посещает Россию. В 2007 году Пискорский наблюдал за думскими выборами и выразил восхищение организацией «горячей линии», по которой люди могут звонить с вопросами и жалобами. Ничего плохого в тех выборах, фактически превращенных в плебисцит с мощным применением административного ресурса, Пискорский не заметил. Спустя два года, вновь посетив Россию, он похвалил «процесс консолидации и укрепления партийной системы, доступность и демократизм государственной власти по сравнению с другими странами». В 2010 году Пискорский в очередной раз присутствовал на российских региональных выборах и участвовал в пресс-конференции вместе с представителями провластной организации «Честный выбор» (сопредседатели — политтехнолог Дмитрий Орлов, члены Общественной палаты Александр Брод и Владимир Мамонтов), которая обвинила в нарушениях представителей оппозиции.
Когда-то Пискорский был депутатом польского сейма от популистской партии «Самооборона». Продержался в парламенте один созыв — на следующих выборах «Самооборона» проиграла. С тех пор возглавил некий исследовательский геополитический центр, защитил диссертацию по политологии (по истории «Самообороны») и возглавил общество дружбы с Венесуэлой. Не исключено, что ресурс Пискорского как наблюдателя со стажем (а он кроме России наблюдал и за приднестровскими, и за юго-осетинскими — при авторитарной власти Кокойты — выборами) будет востребован и Уго Чавесом, которому скоро предстоит очередная президентская кампания. Но более, чем этими регалиями, Пискорский известен в польской политике своими праворадикальными взглядами, лет десять назад он был одним из лидеров местных скинхедов. Уже тогда Пискорский выступал за сближение с Россией в качестве альтернативы европейской интеграции и альянсу с Германией, так как «то, что сейчас происходит между Польшей и Германией — это не честная и открытая война, это скрытое немецкое экономическое вторжение, по сути — жидовский способ проникновения». В России он сотрудничал с известным праворадикальным «евразийцем» Александром Дугиным.
Наряду с Пискорским в наблюдении за выборами участвовал и Ник Гриффин, действующий депутат Европарламента от Великобритании. Ему российский избирательный процесс также понравился — парламентарий даже занялся его сравнительным анализом с британским, и результаты оказались не в пользу Туманного Альбиона. Что неудивительно: на родине Гриффина игнорирует весь истеблишмент. В молодости он был неонацистом, в 1998 году был признан виновным в распространении материалов, разжигающих расовую ненависть. Тогда Гриффин поспорил с известным отрицателем Холокоста Дэвидом Ирвингом — последний считал, что нацисты все же уничтожили часть евреев, тогда как будущий депутат придерживался ортодоксальной неофашистской позиции. В настоящее время Гриффин руководит ультраправой Британской национальной партией, известной своим расизмом и антисемитизмом.
Гриффин и Пискорский как «хорошие наблюдатели», фигуры, призванные сертифицировать российские выборы, — печальное дополнение к «каруселям», изгнанию наблюдателей с участков и обрушению неблагонадежных сайтов. Разумеется, в Европе их репутация известна — но в Россию их приглашают для внутреннего употребления. Если на российском телевидении появляется персонаж, представляющийся польским экс-депутатом или британским евродепутатом и восхваляющий качество избирательной кампании, то обычный гражданин вряд ли отличит его от наблюдателей ОБСЕ и ПАСЕ. Любой российский режим — даже самый антизападный — нуждается в одобрении со стороны хотя бы каких-нибудь «западников», такова историческая привычка. К подобным методам прибегали еще в СССР, когда надо было «разоблачить» Солженицына или оправдать разгром Пражской весны. Правда, тогда ставка делалась на левых, а сейчас — как на левых маргиналов (типа итальянского журналиста Джульетто Кьезы), так и на ультраправых.
Автор - первый вице-президент Центра политических технологий
Фотография с сайта "Первого канала"