КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииЧто и требовалось доказать

22 ДЕКАБРЯ 2011 г. АРКАДИЙ МОШЕС

РИА Новости

 

«Европейский парламент для меня ничего не означает…».

Можно ли представить себе эту или похожую фразу в устах президента Украины Виктора Януковича? Вряд ли, даже непублично. Собственно, этим и объясняется фундаментальное отличие в отношениях ЕС с двумя его «стратегическими партнерами» на Востоке Европы — Россией и Украиной, продемонстрированное саммитами в Брюсселе и Киеве соответственно.

Янукович попытался перенести имитацию парадигмы поведения московских товарищей из области внутренней в область внешней политики, по какой-то причине предположив, что на него распространяется та безвольная позиция, которую руководство ЕС раз за разом занимает на встречах с российскими лидерами. Но расчет оказался ошибочным. Господа ван Ромпей и Баррозу четко дали понять, что Украина — не Россия, не упустив возможности проявить «принципиальность», вполне похвальную, если бы она не была столь избирательной.

Ни соглашение об ассоциации, ни даже договор о зоне свободной торговли, в подготовку которых украинская дипломатия за последний год вложила немало усилий, подписаны не были. Правы оказались те эксперты, включая автора этих строк, которые утверждали, что аргументы о «геополитической важности Украины» и «риске» подтолкнуть ее в сторону России не окажут решающего воздействия на окончательное решение Брюсселя. Если подтолкнут, то не к тонкому балансированию, а к полной сдаче, но на это Киев пока не готов. Был бы готов, давно бы сдался, невзирая ни на какие еэсовские коврижки.

Так или иначе, пока подписанных документов нет, и все остальное, включая заявления о том, что переговоры вроде бы успешно завершены, суть лирика, которую нет смысла анализировать.

Янукович и его советники сами загнали себя в угол. В августе и даже в октябре все сводилось к личности и делу Тимошенко. Если бы ее выпустили из заключения, пиар-эффект сегодня был бы уже погашен, и у Януковича оставалось бы поле для игры. Но за прошедшие месяцы даже самым неинформированным европейским бюрократам разъяснили, что дело Тимошенко — проблема не само по себе, а опасный симптом последовательного курса на отход от демократических и правовых стандартов, достигнутых Украиной в предыдущие годы. Тот, кто в этих условиях будет выступать адвокатом соглашений с администрацией Януковича, рискует потерять репутацию в Европе. И ради чего? Явно не ради бизнес-перспектив. Не случайно же накануне саммита ЕС-Украина на влиятельном сайте EU Observer появляется статья о корпоративном рейдерстве в стране.

А раз украинские проблемы, в восприятии европейцев, начинают носить системный характер, то спешить становится некуда. Поскольку встречи ЕС с Украиной на высшем уровне проходят раз в год, а не раз в полгода, как с Россией, вероятным становится откладывание подписания вроде бы готовых договоров до следующих парламентских выборов, назначенных на осень 2012 года.

Насколько неспособность администрации Януковича зафиксировать прогресс на пути сближения с Европой влияет на электоральные перспективы Партии регионов, сказать трудно. С одной стороны, Виктор Янукович по определению не является кумиром проеевропейски настроенной части избирателей, в особенности после харьковских соглашений апреля прошлого года, зафиксировавших крен в сторону России. С другой стороны, он не может позволить себе полностью игнорировать электорат, составляющий как минимум относительное большинство в стране. Напомним, что согласно ноябрьским опросам общественного мнения, проведенным Центром Разумкова, 45% опрошенных по-прежнему за вступление в ЕС (34% против и 21% не определился), 37% считают, что лично выиграют от вступления страны в ЕС (26% считают, что проиграют). 56% респондентов полагают, что действия власти практически не отвечают ее же собственным евроинтеграционным декларациям. И главное, 47% опрошенных выражают мнение, что внешняя политика сегодняшней Украины не отвечает ее национальным интересам, и только 8% думают, что она им полностью соответствует.

Спору нет, на парламентских выборах внешняя политика не главное. Но она может быть полезной для отвлечения внимания — от экономики, например, где дела тоже не блестящи. Украина не оправилась от провала 2009 г., и с нынешними темпами роста ей понадобилось бы еще несколько лет для того, чтобы оказаться на уровне 2008-го, а тут еще вторая волна глобального кризиса. Налоговый террор в отношении малых и средних предприятий, логичный со стороны политических представителей крупного олигархического капитала во власти, привел к резкому сокращению их количества и, соответственно, росту недовольства. Открытой и потому прибыльной приватизации ждать не приходится, пока свои все не поделили. А тут еще серьезная угроза все-таки получить из России газ по 400 долларов за тысячу кубометров, а не за 200, на что нацеливались друзья президента. А сдашь трубу — опять-таки гарантированно получишь протесты. Под выборы.

И с административным ресурсом все не так однозначно. Уже приходилось говорить о том, что с возвратом мажоритарной системы избрания части парламента дисциплина в партии власти неминуемо расшатается, поскольку региональным бонзам будет выгоднее провести в Раду своих людей, которые будут лоббировать днепропетровские, харьковские и другие «недонецкие» интересы, а не людей Януковича. Но все на самом деле еще сложнее. Вопрос о том, насколько президент контролирует спецслужбы, до конца не прояснен. Не стоит забывать о том, что нынешний глава Службы безопасности Украины Валерий Хорошковский, человек изначально тоже не донецкий, на нынешней должности должен заботиться в первую очередь о собственной бизнес-империи и собственных миллиардах. Януковичу он, в общем, ничего не должен, а свою способность договариваться с разными властями доказал еще при оранжевых, когда возглавлял другое хлебное место — таможню.

Так что Брюссель в нынешних условиях ничем не рискует. Выиграет Янукович честно парламентские выборы, получит поощрение в виде зоны свободной торговли и, возможно, пакета экономической помощи. Не выиграет — в Украину вернется политика, и президенту придется идти на компромиссы с новым парламентом и кабинетом министров, и в новой системе сдержек и противовесов наверняка найдется место для учета фактора ЕС. Выиграет нечестно — составит компанию Александру Лукашенко.

Но этого Янукович себе как раз позволить не может. Потому что Украина — не Россия. И если по аналогии со списком Магнитского ЕС возьмется за составление списка Тимошенко, в нем может оказаться масса людей, не безразличных украинскому лидеру. И уж им-то еврократы, как повелось, будут рады в лицо высказать все то, что хотели бы, но не решаются сказать свои российским партнерам и друзьям.

 

Фотография РИА Новости

 

 

Версия для печати
 



Материалы по теме

В СМИ //
В СМИ //
В СМИ //
Поменять войну на саммит // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Прямая речь //
В блогах //
Деэскалация, которой нет // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Прямая речь //
В блогах //