Достали
Пять лет назад на 80-летии Людмилы Алексеевой Сергей Ковалев сказал следующее: ситуация в стране изменится, когда обманутые дольщики объединятся с защитниками Ходорковского. Похоже, это происходит сейчас. Не потому, что все поумнели, а потому, что всех достали уже. И «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» — как никогда актуально.
Другое дело, что в цепочке взявшихся за руки есть нерукопожатные лично для меня, и нерукопожатные вообще. Я не люблю националистов. Я не люблю коммунистов. Это мое личное дело. Потому что сегодня идет объединение вне идеологии. Где-то я читала, что при лесном пожаре ягненок с волком бегут рядом. Куда бегут? А туда, где включатся нормальные механизмы системы выживания, и один сожрет другого. Но пока — пожар. И, возможно, холодный стратегический расчет кого-то из идеологов декабрьского восстания: если они вывели десять тысяч на Манежку, они — сила. Договариваться будем, когда используем эту силу. Не факт, что сможем.
Есть два объяснения многочисленности националистически настроенных граждан. Первое естественное — в результате отсутствия диалога общества и власти последняя направила протестные настроения общества на более или менее внешнего врага. Второе объяснение тоже недалеко от естественного — власть не только направила, но и поддержала эти настроения засланными казачками, они же кони троянские. В любом случае эти ребята не те, с кем потом получится договориться. Я была на последнем митинге и слышала, как неодобрительно свистели соответствующим высказываниям... Но Ксении Собчак свистели гораздо сильнее. У меня не сложилось впечатления, что все те, кто шли сплошным потоком туда и обратно по проспекту Сахарова, с готовностью подхватят лозунг «Россия для русских», но я не эксперт, и увиденные мной лица не являются репрезентативной выборкой… Я не знаю, что с этим делать. Заранее разделиться, боюсь, не получится. А поодиночке погибнем в лесном пожаре.
В итоге получается следующее. Категории протестующих: старая гвардия, ходившая на митинги в несколько сотен человек и получавшая свои удары по голове, задержания и сутки, более молодая гвардия тех, кого, и правда, достали. «Фейсбукеры» и «жжшники», наконец, переставшие воспринимать мир только через призму экрана компьютера — их много. Далее — чувствительные к тренду. Я даже не про светских представителей семейства кошачьих. Я, при всем уважении к высокому профессионализму Алексея Кудрина, почему-то не могу поверить в то, что его впрямь вдруг достало. И, наконец, совсем молодая гвардия тех, кого сориентировали на погромы или просто прямым приказом послали скомпрометировать все происходящее. Но факт остается фактом — вкупе все они, то есть мы, собрали такое количество недовольных, с которым не считаться уже нельзя.
И во весь рост встает вопрос, что дальше. Медведев, чей голос уже тоньше писка, начал вносить некие изменения в существующую систему наплевательства на собственных граждан. Сурков резко зауважал митингующих. Полицейские ведут себя так, что не придерешься. Резолюция принята. Что дальше, господа хорошие? Абсолютно в данном случае согласна с Андреем Илларионовым, полагающим, что нам дадут догулять новогоднюю вольницу, а потом подсунут некий сценарий, требующий чрезвычайки. Более того, в этом случае сам Б-г велит использовать часть протестующих, теоретически склонной к погромам. И власть жесткой рукой покарает всех, кто был с ними хоть немного, но в одной лодке.
Я все понимаю. И хочу обратиться к тем, кто сегодня является лидерами ультраправых. На вас попытаются возложить большую кровь. Будьте готовы не дать этого сделать. Будьте цивилизованы. У меня мало надежды, но я вас предупреждаю. А также я обращаюсь к многолетним своим знакомым, лидерам оппозиции, которые тоже в какой-то степени приняли эту ответственность на себя. Будьте бдительны. И еще к соотечественникам: ну как сделать, чтобы вы не велись на всякую хрень, которая будет вам услужливо подсунута в ближайшее время? Как ни грустно, но вынуждена обратиться и к прапорщикам-жемчужным, судьям-боровковым и прочей нечисти – вы только не обольщайтесь насчет своей приближенности к власть имущим, они вас сольют в ту же секунду, как это понадобится, поэтому аккуратней с людьми. Не давите в себе человеческое. И имейте в виду — каждый ваш «жемчужно-боровковый» поступок консолидирует нас, ваших противников, и убеждает в нашей правоте новых людей с наличием совести и чести.
И еще одно. Один из тезисов выступавшей на митинге проспекта Сахарова Ксении Собчак — мы не боремся за власть, мы боремся за право контролировать власть. Так вот ЭТУ власть контролировать уже нельзя. И единственное, в чем можно пойти на уступки во избежание большой крови — найти способ дать ей уйти без этой крови. Система транзита. Это самая большая проблема на сегодняшний день. Им показали недоверие. Им показали нежелание терпеть их дальше. Но им очень даже есть, что терять в этой жизни, кроме самой власти. Я, не имеющая нефтяных скважин и пожизненной ренты, хочу сформулировать следующее — пусть забирают украденные у нас с вами бабки и катятся куда подальше. А вот следующую власть надо будет жестко контролировать, не ослабляя контроля ни-ког-да.
Фотографии ЕЖ