Итоги года. Новогодняя молитва Януковича
В последние недели уходящего года Украина провела сразу две разнонаправленные, но одинаково безрезультатные серии переговоров. В Киеве пытались договориться с европейцами об ассоциации на саммите Украина – ЕС. А в Москве о газовых ценах на переговорах на уровне премьеров.
В первом случае разошлись «взаимно удовлетворенные», ни на йоту не сдвинувшись с первоначальных позиций: Украина по-прежнему демонстрировала свою приверженность «демократическим ценностям», но только на словах. Европейцы же, как обычно, требовали конкретных обязательств. Сошлись на том, что «будем встречаться дальше». Отношения Украины с Европой — это такая долгоиграющая история: никто не решится откровенно назвать ее тупиковой, просто все идет по кругу. Вот еще один год прошел, еще одна серия переговоров и взаимных обещаний, впереди нас ждет еще год, два, десять.
Что же до привычных предновогодних газовых переговоров с Москвой, тут все не так очевидно, и сказанные в эфире слова совсем необязательно соответствуют чему бы то ни было. Они вообще ничему не соответствуют — похоже, там предполагалось что-то вроде праздничного капустника с отчетом руководства об успехах и свершениях. Это должно было принципиально отличаться от суровой риторики прошлых лет, от Миллера на фоне трубы, крана и пейзажей замерзающего Киева. Вместо этой поднадоевшей мобилизационной картинки нам показали «Карнавальную ночь» с конферансом Серафима Ивановича Огурцова:
Н.Я.Азаров: Добрый день, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Доброй ночи!
Н.Я.Азаров: Доброй ночи! У вас ночь, у нас еще вечер.
В.В.Путин: Поэтому вы у нас кровь-то и пьете. Садитесь.
Николай Янович, во-первых, хочу сказать, что в целом у нас торгово-экономические отношения развиваются хорошо. В этом году мы достигнем, судя по всему, уровня 50 млрд торгового оборота <…>. И, конечно, нужно дальше работать над энергетикой, развивать ее, предлагать пути развития в этой сфере…
Н.Я.Азаров: Спасибо, Владимир Владимирович, я тоже рад Вас видеть. Я знаю, что Вы устали после такого перелета далекого.
В.В.Путин: Я вчера был на Дальнем Востоке. Там минус 37.
Н.Я.Азаров: Мы тоже удовлетворены развитием наших отношений.
После чего Азаров отчитался про рост товарооборота, стороны решили встречаться и впредь, но про новые цены так и не договорились, по крайней мере, нам про это ничего неизвестно. Известно лишь, что Миллер сказал: «Старое – прекрасно». Иными словами, старые, подписанные Путиным и нынешней узницей Лукьяновского СИЗО контракты остаются в силе. Или не остаются, и стороны все-таки договариваются об уступках взамен на частичную сдачу газотранспортной системы или новые схемы. Но в прямом эфире нам этого не покажут.
Что же до узницы Лукьяновского СИЗО, Янукович, подводя итоги минувшего года, заявил, что Украина и украинцы стали «заложниками одного человека», и человек этот – Юлия Владимировна Тимошенко. Янукович имел в виду и газовые цены, и неудачи в европейских переговорах: проще думать, что всякая неудача имеет не просто причину, но имя, отчество и фамилию. И пусть поименованная неудача уже давно «изолирована», проблемы страны-заложницы это не решило, а напротив — усугубило.
Едва ли не на следующий день после заявления Януковича мяч был возвращен: всем заинтересованным лицам предсказуемо объяснили, что имя у неудачи другое, ее зовут не Тимошенко, а Янукович. До какой степени осознание того факта, что украинскую неудачу-2011 зовут Янукович, решит проблемы Украины-2012? Как бы то ни было, украинские функционеры нынче думают, что проблемы решатся сами собой, и это в принципе не украинские проблемы. Знаменательно, что после провала европейских переговоров Азаров в сердцах заметил: «У европейцев должен проснуться разум, потому что они уже доигрались». Видимо, он рассчитывает, что внутренние проблемы каким-то образом заставят Европу смягчиться и, зажмурившись, подписать с Украиной вожделенную «ассоциацию».
Равно и за «московской зимой» Киев нынче следит с небескорыстной надеждой: возможно, следующие переговоры придется проводить уже — как здесь осторожно формулируют — «с другой конфигурацией».
Короче говоря, проблема — это кто-то другой, проблемы — это у других, проблемы — это то, что решают другие. А украинский президент, поименовав свою проблему, призвал всех… молиться: «О том, что будет, кроме сил, планов и надежд, которые мы имеем, всегда надо молить Бога, чтобы Господь Бог помог!»
Фотографии РИА Новости