За рецептом долголетия
Как и в 2000 году, первой зарубежной поездкой Владимира Путина после вступления на пост президента становится визит в Белоруссию. Правда, тогда Минск был пунктом на пути следования в Лондон и Киев. Но с Украиной за последние два года горшки побили, похоже, окончательно. Что же касается Великобритании, то к ней у Кремля уже десятилетие назад возникли большие претензии, из-за чего она выпала из числа приоритетных партнеров Москвы, для которой удобнее оказалось иметь дело с Берлином и Парижем. Последние и сегодня приглашаются к демонстрации взаимопонимания и заинтересованности, но понятно, что ни искренней веры в сотрудничество с Россией времен канцлера Герхарда Шредера, ни иллюзий по поводу российской модернизации в Берлине практически ни осталось, и потому добиваться внешнеполитических результатов в Европе российской дипломатии становится все сложнее.
А Белоруссия, как и раньше, в топ-листе. Более того, ее значимость, то есть значимость внешне беспроблемых отношений с соседями, для кремлевской внешней политики только выросла.
Во внутриполитическом контексте давно замечено, что режим Александра Лукашенко обладает авторскими правами на целый ряд изобретений, которые позднее были импортированы в Россию. Оставим за скобками моду на придворный хоккей, которую ввел белорусский президент, хотя он, по-моему, все-таки в день инаугурации на лед под телекамерами не выходил. Но механизм нейтрализации политического протеста путем закручивания гаек он отладил до такой степени, что смог относительно безболезненно пережить и резкое ухудшение экономической ситуации в стране, и падение рейтингов, и многое другое. Белоруссию после выборов удалось «подморозить», и белорусский опыт наверняка тщательно изучается сегодня в соответствующих структурах России. Москва не может не воспринимать Лукашенко в качестве соратника в деле сдерживания «экстремизма» и единомышленника, каковых у нее сегодня немного. Собственно, в этом и состоит основное содержание визита: демонстрация взаимной поддержки и солидарности. Действительно, не в Кемп-Дэвид же за ней ехать.
Внешнеполитический аспект сам по себе тоже важен. Всем понятно, что без Белоруссии не будет постсоветской реинтеграции. Таможенный союз, евразийские механизмы должны заработать, иначе грош цена всем досужим разговорам о ведущей региональной роли России, и зависит это во многом от лояльного поведения Александра Лукашенко.
Сложность, однако, в том, что белорусский президент тоже все это прекрасно понимает. Он знает, что сегодня необходим Москве больше, чем раньше, и запросы его поэтому будут только расти.
В чем источник самоуверенности Александра Лукашенко? В том, что Москва неоднократно пыталась оказывать на него давление, но он раз за разом уходил из-под удара. Вспомним знаковые этапы.
Во-первых, Лукашенко без особого внутриполитического ущерба для себя пережил кампанию в российских СМИ, многочисленные серии «Крестного батьки» и поддержку, которую, как считается, некоторые представители оппозиции получили от России в период президентских выборов 2010 года. На его электорат эта кампания не подействовала. Попробуйте теперь доказать, что Москва может снимать и назначать правителя в Минске.
Во-вторых, была восстановлена система российских субсидий в виде дешевого газа и доступа к российскому рынку, ранее частично демонтированная. При этом никаких стратегически важных уступок России в плане передачи собственности сделано не было. Продажа оставшейся доли «Белтрансгаза» россиянам за хорошие деньги — это выигрыш, а не проигрыш, а нефтепереработка и калийные удобрения, как и раньше, остаются в собственности белорусского государства. Да, наверное, разного рода санитарные ограничения на ввоз белорусских сельхозпродуктов в принципе могут быть вновь извлечены из арсенала российской внешней политики. Но пока наблюдался только рост экспорта в Россию.
В-третьих, Минск смог сохранить самостоятельность и во внешней политике. О непризнании Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии говорили много, но хорошие отношения с Грузией пошли гораздо дальше. И, к слову, сослужили Минску службу и в отношениях с ЕС. Когда в прошлом году Брюссель пытался склонить страны Восточного партнерства к позиции формального осуждения белорусского режима, попытка провалилась во многом именно из-за несогласия Тбилиси. Что лишний раз подчеркивает старую истину, что задачей дипломатии является умножать число друзей, а не врагов.
И сегодня Минск, похоже, начинает мягко переходить в наступление. Во время недавнего визита в Белоруссию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева отчетливо прозвучала точка зрения, что Россия для ее партнеров по Таможенному союзу помимо прочего является еще и транзитной территорией и что только после уравнивания условий для транзита грузов (то есть равенство железнодорожных тарифов и открытие Казахстану доступа к российским трубопроводам) откроется перспектива дальнейшей реинтеграции. Если эти условия будут действительно выполнены, впору будет говорить о подлинной геоэкономической революции на постсоветском пространстве. Если нет, у Лукашенко появится предлог для того, чтобы самому отыграть назад. Нельзя будет сказать, что Москву не предупреждали.
А главное, Лукашенко остается верен себе в своей крайней недипломатичности. Кто еще может позволить себе заявить в послании парламенту, что «нет ресурсов ни у России, ни у Путина, чтобы задушить Беларусь» и что именно Россия поняла, что давление на Белоруссию приведет к потере союзника, и потому отступила? А Лукашенко может. Потому что знает, что и после этих слов глава крупнейшей региональной державы приедет к нему с визитом.
Существует, правда, точка зрения, согласно которой Москва решила играть вдолгую. Якобы, признавая свою неспособность найти Лукашенко замену в ближайшей перспективе, Москва решила выждать время, через механизмы Таможенного союза и ВТО, на которых он основан, все-таки получить контроль над белорусской экономикой, создать новую систему лояльности, не обязательно связанную с нынешним президентом, не спеша подобрать кандидата и только потом выстрелить.
Что ж, такая точка зрения имеет право на существование. Ее верность или ошибочность покажет время. Однако до сих пор в долгосрочной игре Лукашенко неизменно оказывался победителем, переигрывая российских лидеров одного за другим.
Фотография РИА Новости