КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииК вопросу о протестных шествиях и митингах

22 ИЮНЯ 2012 г. ПАВЕЛ МИХАЙЛОВ

РИА Новости
Российские власти панически боятся низовой самоорганизации граждан, отчетливо понимая: стоит лишь допустить самодеятельное структурирование населения, и процесс формирования гражданского общества может стать необратимым. Далее неизбежно последуют требования правового государства, а значит, и независимого, равного для всех суда со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями для властей предержащих. Пример арабского Востока весьма нагляден.

Здраво оценивая свои перспективы, «административная вертикаль» с наглым упорством «закручивает гайки»: принимает бессмысленные законы, запрещает и разгоняет протестные акции; преследует автомобилистов, протестующих против произвола на дорогах; прессует защитников Химкинского леса…  Многие люди солидарны с подобными гражданскими акциями, однако вынуждены воздерживаться от личного участия в них, не желая получить дубиной по голове. Кому же хочется подвергать себя насилию со стороны откормленных за наши налоги омоновцев — этих маргиналов городских окраин, чье скудное образование не позволяет прокормиться другим ремеслом.

В то же время у россиян есть несложный и потенциально весьма эффективный способ продемонстрировать: друг другу — гражданскую солидарность, а властям — потенциал возможного протеста. Есть несколько идей, на мой взгляд, заслуживающих обсуждения.

 

Публично, через оппозиционные СМИ, объявить белый цвет — цветом гражданского протеста (наподобие оранжевого цвета в Украине или движения «Женщины в белом» на Кубе) и многократно расширить его использование. Наряду или вместо белых ленточек — использовать белые шарфы, белые футболки, тенниски, белые блузки, рубашки, шорты, панамы, брюки, юбки и т.п.  Нескольких публичный появлений лидеров протестного движения в такой одежде будет достаточно, чтобы ЭТО стало модным.

 

Мужественные действия защитников 31-й статьи Конституции широко известны — тема раскручена. Однако публичные акции, в силу названных причин, малолюдны. В то же время  число протестующих может быть многократно умножено.  С этой целью, на вышеназванные предметы одежды можно любым способом, вплоть до липких наклеек, наносить символику «31», которую граждане могли бы купить в любом киоске.

Аналогично можно продемонстрировать поддержку движению «синих ведерок», если рядом с символом «31» наносить/наклеивать изображение «синего ведерка».

По названным элементам одежды люди будут отчетливо узнавать друг в друге единомышленников — участников движения мирного гражданского протеста. К сожалению, пока приобрести носильные вещи с символикой «31» достаточно сложно. Знаю по собственному опыту поиска на оптовых рынках. Отечественный малый и средний бизнес может внести существенный вклад в развитие гражданского общества России. Важно, чтобы названные предметы одежды были максимально дешевы и массово доступны. И это должен быть повседневный дресс-код, а отнюдь не «форма» для уличных акций. Попробуем вообразить этот поток людей в красивых теннисках, футболках, майках, панамах с символикой «31». Никакой агрессии — только цивилизованная демонстрация своих демократических устремлений в защиту политических прав и свобод, наглядное требование политических реформ.

Известен тезис политических наук: «политика властей ограничена возможной реакцией населения». Потому властям весьма полезно увидеть воочию и оценить подлинный масштаб потенциала протеста.

Фотография РИА Новости

Версия для печати