КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЧем могу

РИА Новости
Во время рутинной медицинской процедуры, крутя педали на велотренажере, разговорился от скуки с врачом — милой, умной женщиной лет сорока, матери двоих детей, увлекающейся книгами и путешествиями. К слову что-то сказал о телеканале «Дождь». «А что это?» — спросила она. 
Я вспомнил об этом незначительном эпизоде для того, чтобы еще раз сказать: надо понимать нашу реальность и принимать ее такой, какая она есть. Понимать, что, кроме сотни тысяч москвичей, никто не читал журнал «Большой город», чуть больше, вероятно, аудитория «Дождя», но это не миллионы преданных обывателей по всей стране. Люди, в основном,  смотрят «Время» и «Вести», бесчисленные сериалы в прайм-тайм, футбол, развлекательные ток-шоу и праздничные концерты.
Таков наш массовый избиратель. Таков средний гражданин России. Мы общаемся в кругу наших друзей и знакомых, и нам кажется, что весь мир, по крайней мере, большая его часть, состоит из людей, читавших Стругацких и Брэдбери, любящих «Битлз» и джаз, смотревших «Сталкера» и «Форреста Гампа», выстаивающих очереди на выставки и покупающих абонементы в консерваторию. Нет, это не так. Это иллюзия. Это самообман.
Поэтому еще раз — не надо орать «Мы здесь власть!» и «Россия без Путина». Можно и должно критиковать вновь избранного президента, но не требовать маниакально все время  его отставки. Я уже писал и повторяю: главное — гражданский протест, то есть видимое несогласие с конкретными действиями власти, акты солидарности, отстаивание собственного достоинства и борьба за точечные социальные и политические права. То есть требования должны быть конструктивными, внятными, реальными, осязаемыми, а не инфантильно-истеричными.

Мы живем в «путинской» России. Ничего не поделаешь — надо смириться с действительностью, а не придумывать себе несуществующую. 
Что совершенно не означает, что это не наша страна, что надо опустить руки, закопаться в тине, безропотно принять правила игры или обязательно уезжать. Нет, это только значит, что мир вокруг нас, на одной шестой части суши, вот так в одночасье не изменится. И что уход Путина — не главное условие перемен. Есть десятки миллионов людей, не готовых принять абстрактные требования свободы и демократии. В их понимании они не конвертируются в улучшение их жизни. И им — извините за откровенность — наплевать на списки неизвестных политзаключенных: у них своего беспредела хватает. Вокруг себя.
Поэтому надо понять и признать простую вещь — нет в России революционной ситуации. И не надо ее искусственно нагнетать, в первую очередь убеждая и распаляя самих себя. Только шаг за шагом, оставаясь, по мере возможности, порядочным человеком, делать, что можно по облагораживанию пространства вокруг себя и заниматься просвещением.
«Нам положено трудиться, но не знать результаты трудов своих» — сказано в одной мудрой книге. Не надо настраиваться на то, что рай наступит при нашей жизни. Но «этот день мы приближали, как могли».
…Я знаю, что среди защитников Белого дома в августе 1991 года были мои ученики. И прекрасно. Что называется, чем могу.

Фотографии РИА Новости

Версия для печати
 



Материалы по теме

Неотложный разговор о завтра - 2. О цензе и солидарности // СЕРГЕЙ ШАРОВ-ДЕЛОНЕ
To secure these rights // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА