КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеИтоги недели. Эпистолярная неделя

29 ИЮНЯ 2012 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

РИА Новости

Пишем письма, господа… А также — подписываем заявления, составляем списки, взламываем почты и обнародуем их содержание…

Главный сюжет уходящей недели — коллективное письмо представителей отечественной творческой интеллигенции в защиту девушек из Pussy Riot. В предыдущей фразе ключевое слово, конечно, «коллективное», поскольку такого коллектива подписантов мы с вами давненько не видели. И дело, прежде всего, не в количестве звонких имен, что у всех на слуху (эх, богата талантами родимая земля), а в их, так сказать, качестве. Я, разумеется, ни в коем случае не собираюсь ранжировать подписантов сообразно их вкладу в отечественную и мировую культуры, я о другом… Среди тех, кто счел для себя необходимым присоединиться к протесту против расправы над тремя участницами группы есть и не самые рядовые члены «Единой России», и недавние доверенные лица главного «потерпевшего» всей этой истории, того, в чьей судьбе и призывали поучаствовать Богородицу юные красавицы.

Вряд ли же мы способны предположить, что такие прожженные царедворцы, искусные придворные (а некоторые — и не в первом поколении), как, скажем, Евгений Миронов или Федор Бондарчук, настолько наивны, что верят, будто их демарш сойдет за безобидную гуманитарную акцию? Типа  «Ну жалко же глупых девчонок!». Они прекрасно осведомлены об особенностях характера клиента и отчетливо осознают, что уже записаны в предатели. Потому что Владимир Путин исключительно серьезно и болезненно относится ко всей этой истории, что, собственно, и объясняет беспрецедентную жестокость в отношении участниц группы.

Известно, что психологи отмечают у людей с ярко выраженным криминальным сознанием особенно трепетное отношение ко всему религиозно-мистическому, потустороннему… Такие люди верят в приметы, интересуются древними обрядами и легендами. Говорят, особенно подозрительным и тревожным Владимиру Владимировичу показалось то, что девушки апеллируют именно к Богородице… Как бы через голову Спасителя. А почему не прямо к Господу? Это же все равно, как если бы кто-то обращался с просьбой, например, к Борису Березовскому, имея в виду самого Путина… Покушение на сакральность его власти — вот преступление, которому нет прощения. Если бы участницы группы Pussy Riot провели акцию в другом месте и попросили прогнать Путина, например, Навального, отделались бы штрафом или, на худой конец, административным арестом. А то — в главном храме страны, да еще адресат такой не тривиальный — Богородица… Конечно, Путин испугался.

Вообще во всей этой трагической истории самое показательное, как мне представляется, постепенное изменение отношения в обществе и к фигурам  демаршисток, и к смыслу и значению самого демарша. Покровительственно-снисходительный тон комментариев первых недель — дескать, что с дурочек взять? Однако тюрьмы-то они точно не заслужили —  уступает место осознанию значимости и масштабности события. Ясно же, что вольно или невольно девушки нащупали самое тонкое, самое болезненное место в путинском представлении о правильном мироустройстве, об идеологических догмах и основах подведомственного ему общества и государства, о реальных и мнимых ценностях… И минутной акцией осмеяли и обесценили целый путинский мир, показав его истинную сущность. Это вам не плакат над Москвой-рекой «Путин — вор!». Это диверсия совсем иного масштаба. Потому что адресат-то не глупый народец, а… сами знаете кто. Такого Путин не прощает.

Конечно, хочется ошибиться, но пока, к сожалению, у нас нет оснований полагать, что в судьбе девушек могут произойти какие-то существенные изменения. Даже несмотря на замечательное письмо в их защиту, которое к этому моменту подписало уже около 20 тысяч человек. Чего, кстати, нельзя сказать о фигурантах другого громкого дела — марша 6 мая. В их судьбах как раз могут произойти важные изменения. Правда, вряд ли их можно будет охарактеризовать как положительные.

РИА Новости

Взлом почты Алексея Навального и анонсирование скорых громких разоблачений его «противоправной деятельности» позволяют сделать неутешительный вывод: власть приступила к обработке общественного мнения в преддверии форсирования давления на лидеров оппозиции. И прежде всего — на Навального. Поэтому я не удивлюсь, если в ближайшее время столь словоохотливый нынче Следственный комитет выступит с пространным заявлением по поводу того, что «массив собранных доказательств по делу о беспорядках 6 мая позволяет перевести ряд лиц, до сего времени проходивших по делу как свидетели, в подозреваемые и попросить санкции суда…». А учитывая, что пока наш самый гуманный суд в мире, безропотно и покорно «закрывает» всех, причастных к этому делу, вряд ли стоит исключать сценарий, по которому в ближайшее время за решеткой могут оказаться и Навальный, и Удальцов, и Немцов, и Яшин.

И уж если говорить о разнообразных письмах, списках и заявлениях уходящей недели, то хочется упомянуть еще об одном — о так называемом списке Магнитского. Конечно, «наперсники разврата» прекрасно понимают, что это далеко не «Божий суд»… Но все-таки! Давайте отдавать себе отчет в том, что форменная истерика российской власти, которую мы все наблюдаем, в связи с принятием американцами санкций в отношении фигурантов данного списка как нельзя лучше иллюстрирует значимость события. И в этой связи я бы хотел обратить внимание тех, кто сегодня осуществляет противоправные бесчеловечные действия в отношении и Pussy Riot, и лидеров оппозиции, на одно важное обстоятельство — мы с вами наблюдаем сейчас только самое начало преследования фигурантов списка Магнитского. Недалеко то время, когда их деятельность получит свою оценку и внутри России. И дело там, разумеется, будет идти не об аресте счетов и не об отказе во въезде в то или иное государство. Так что, господа, помните: жизнь завтра не кончается. Пришло время проявлять благоразумие и дальновидность.                 

Фотографиии РИА Новости

Версия для печати