КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеИтоги недели. Клоун или реформатор?

16 ФЕВРАЛЯ 2012 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

Не секрет, кто именно является персонажем №1 для свободолюбивых отечественных СМИ. Это, разумеется, российский премьер, который и эту неделю, ровно как и предыдущую ,трудится как раб на галерах на благо подведомственного народа, совсем забыв, что он – кандидат в президенты. И СМИ естественным образом концентрируются на описании премьерских подвигов на благо жителей страны. Понятное дело, все это не имеет ровно никакого отношения к предвыборной пропаганде. Тем же средствам массовой информации, которые не осознают важности исторического момента, быстро разъясняют, кто в доме. Вот и любимое «Эхо Москвы» попало под раздачу. Если не смены совета директоров будет недостаточно, можно объявить незаконным устав радиостанции.

Так Путин В.В. останется персонажем № 1 для отечетсвенных СМИ.

Но вот, кто персона № 2? Подозреваю не Жириновский, не Прохоров, не Миронов и не Зюганов, которым суждено лишь оттенять достоинства нацлидера. По моим ощущениям, второе место в информационном пространстве твердо занял свеженазначенный вице-премьер по оборонке Дмитрий Олегович Рогозин. Сей господин под стать своему шефу мотается по городам и весям необъятной Родины, знакомясь с состоянием оборонной промышленности, кою его назначили курировать. Из Ижевска – в Тулу, из Новосибирска – в Северодвинск. И везде зажигает, объясняя, что современный мир – это джунгли, полные хищников, желающих отнять наши природные богатства: «Если мы не решим задачи модернизации страны, то Россия станет добычей глобальных мировых игроков. Так что наша обязанность – сделать это до 2020 года, иначе нас просто сомнут». Слово в слово Сталин Иосиф Виссарионович на совещании хозяйственников в 1931-ом году. И рецепт спасения вполне большевистский: «Нам бессмысленно сегодня догонять Запад в вопросах создания вооружения и военной техники. По некоторым направлениям мы здорово отстали. Но есть смысл в другом – попытаться понять тенденцию развития ВВТ (вооружений и военной техники), способы ведения вооруженной борьбы и «срезать угол». Одним словом, придумать такое-эдакое, чтобы догнать и перегнать… Для этих благородных целей Рогозин предлагает создать Добровольческое движение в поддержку армии, флота и ОПК. Естественно в качестве составной части Общероссийского народного фронта (учредительный съезд нового движения пройдет 26 февраля – по чистой случайности накануне выборов премьера президентом). Ну и главное для чего выписали Рогозина из Брюсселя: объяснить друзьям-националистам, что правильный националист – на Болотной не тусуется, а за Путина голосует.

Понятное дело, что такие нагрузки не всякая голова может выдержать. На этой неделе Рогозин взялся отчитывать начальника Генштаба. Николай Макаров рассказал журналистам, что Вооруженные силы в ближайшие пять лет не будут закупать отечественную бронетехнику из-за ее неудовлетворительного качества. Рогозин тут же отреагировал в своем микроблогеTwitter:"Армия и флот будут перевооружаться планово, - написал он в. - НГШ (начальник Генштаба) - не единственный, кто принимает решения о закупках вооружений и военной техники". И еще: "Не стоит нашим военачальникам вести спор с военной наукой и промышленностью с помощью СМИ". То есть обсуждать сии непростые вопросы должно быть позволено только вице-премьеру.

Более того, не выдержав нагрузки, Дмитрий Олегович натурально начал заговариваться. Сначала он поразил окружающих сверхоптимистическим прогнозом: «производственные мощности российского ОПК к концу года будут доведены до такого уровня, что позволят производить по одному авианесущему кораблю и шесть подлодок в год». Подобные масштабы не под силу даже американцам. И Рогозин потом долго объяснял, что его неправильно поняли. Шедевром же стало выступление на ежегодной сессии Академии военных наук. Там он тоже решил заклеймить коварный зарубеж: «недавно в НАТО был большой переполох в связи с тем, что концерн «Сименс», поставляя оборудование на атомную электростанцию в Бушер, вдруг обнаружил крайне опасный сбой программного обеспечения – так называемый вирус Staksnet, который привел к тому, что центрифуги АЭС стали раскручиваться непроизвольно. При этом картинка на мониторах операторов показывала, что вроде бы ничего страшного не происходит. То есть фактически речь идет не только об управлении киберсетями через открытый доступ в Интернет, но и о закладках, которые внедряются в предоставляемое технологическое оборудование». По меньшей мере половина аудитории отлично знала – никакие центрифуги в оборудование АЭС не входят. Центрифуги нужны для обогащения урана – хоть для того, чтобы использовать в качестве топлива АЭС, хоть для создания ядерного оружия. Рогозина переклинило на названии концерна. Дело в том, что в далекие 1970-е «Сименс» действительно поставлял оборудование для АЭС в Бушере. Потом прекратил. А через сорок лет, как намекала американская печать, заподозрил, что его оборудование желает нелегально приобрести Иран, дабы обогащать уран. И запустил с помощью американцев вирус в управление систем центрифуг, предназначенных к продаже. Разумеется, к АЭС в Бушере все это отношения не имело.

В этой ситуации проще всего сказать, что Владимир Владимирович взял в свой цирк нового клоуна. И теперь Рогозин в кампании с господами Онищенко и Жириновским будет валять дурака во славу нацлидера.

 

Однако кое-что из заявлений Рогозина указывает: он по крайней мере понимает проблемы, которые стоят перед вице-премьером, курирующем оборонную промышленность. Похоже, он отдает себе отчет в том, что система организации ОПК, созданная Владимиром Путиным и Сергеем Ивановым совершенно неэффективна. Сказать это прямо Рогозин не может. Но намекает: «крупным предприятиям легче аккумулировать средства на проведение научных исследований и поиск новых конструкторских решений. Именно от крупных компаний мы ждем развития инновационных технологий. Другое дело, что нельзя подрывать основу развития рыночной экономики - конкуренцию. Она и должна осуществляться на внутрикорпоративном уровне при выработке оптимальных конструкторских и технологических решений между КБ, которых в крупных производственных объединениях должно быть, скорее всего, несколько. Здоровая конкуренция среди КБ-разработчиков должна стать основой для инновационных процессов внутри «оборонки». То есть создана система, которая в принципе исключает конкуренцию (более того это система, которая позволяет отнимать доходы успешных предприятий, чтобы поддерживать на плаву банкротов). И вот Рогозин предлагает возродить конкуренцию хотя бы на уровне конструкторских бюро.

Вице-премьер замахнулся даже на так называемые мобилизационные мощности. То есть те самые мощности, которые законсервированы практически на каждом отечественном предприятии для выпуска военной продукции в случае войны. «Требуется всесторонняя оценка тех резервных мощностей, которые есть на оборонных предприятиях, учитывая характер современных войн - скоротечных и высокотехнологичных. К таким реалиям и необходимо адаптировать резервные мощности», заявил Рогозин. В переводе это может означать: пока наладим производство военной продукции, война закончится. Также вице-премьер дал понять, что он является противником идеи национализации предприятий оборонно-промышленного комплекса: «Надо привлекать частного предпринимателя на оборонные предприятия». Нечто прямо противоположное путинской идее госкорпораций. Вице-премьер по крайней мере понимает, что никакого серийного производства военной техники не случится без способности производить элементную базу.

Наконец, отдельного разговора требует мысль Рогозина о том, что «оборонка» должна стать локомотивом и для производства продукции гражданского назначения. Конечно, с точки зрения мирового опыта эти рассуждения – чушь собачья. Последние лет двадцать во всем мире высокие технологии создаются в гражданском секторе. И уже оттуда перетекают в военную сферу. Однако очевидно: в России практически не существует высокотехнологичной гражданской промышленности…

Так что при желании в кучах рогозинских, мягко говоря, рассуждений можно найти крупицу-другую здравого смысла. Хотелось бы верить, что под прикрытием патриотической клоунады (ну Рогозина-то никто не упрекнет в работе на госдеп) вице-премьер попытается решительно реформировать российский оборонно-промышленный комплекс. Впрочем, не исключено, что клоунаду нам устраивают без всякой задней мысли…

 

 

 

 

 

Версия для печати