КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииМежду ракетными раундами

13 МАРТА 2012 г. АНДРЕЙ КОЖИНОВ

Вот так все и бывает: три дня «Исламский джихад», Комитеты народного сопротивления (КНС) и Израиль молотили друг друга в Газе ракетно-ликвидационными кулаками, а потом — раз, и снова перемирие.

По факту Израиль вроде дал «Исламскому джихаду» и КНС  в Газе хороший повод для организации «ракетного дождя» — ликвидировал с воздуха главу КНС Зухейра аль-Киси за подготовку масштабного теракта на израильско-египетской границе. Произошло это в пятницу вечером. К вечеру понедельника уже мало кто помнит, что послужило поводом, что является причиной и каковы будут последствия.

Повод — действительно ликвидация аль-Киси. Выбор стоял между физическим уничтоженим лидера боевиков перед терактом и после. Между тем и другим — неизвестная переменная, выражающаяся в количестве жизней израильтян, которые пострадали бы от теракта. В армии и в службах безопасности при этом прекрасно понимали, что любой вариант приведет к массированному обстрелу юга страны и к необходимости реагировать.

На третий день ракетного «дождя с градом» начали вырисовываться интересные закономерности, позволяющие понять тонкости семейных взаимоотношений между террористическими организациями в секторе Газа. Выводы можно делать и по поводу поведения самого Израиля.

Сухие данные таковы: на момент написания этих строк более миллиона человек на юге Израиля находится под ракетной угрозой. Учеба фактически во всех учебных заведениях отменена — до нового распоряжения. За трое суток на юге разорвалось свыше 160 ракет. Еще более 50 были перехвачены системой «Железный купол». Шестеро гражданских пострадали от осколков при обстрелах. Еще четверо получили различные травмы при попытках укрыться в бомбоубежище. ВВС нанесли 37 точечных ударов в Газе — из них  19 по мобильным группам ракетчиков и 18 по складам ракет, лабораториям по производству и прочему...

ХАМАС, несмотря на громкие заявления, так и не послал своих боевиков на помощь КНС и «Исламскому джихаду», удерживая и тех и других от обстрела центра страны. Не обстреливает и сам. В том, что у палестинских боевиков есть в распоряжении ракеты дальностью свыше 80-100 км (иранские ракеты типа «Фаджр»), службы безопасности не сомневаются. С другой стороны, представители ХАМАС с первых часов противостояния давили на Египет, с тем чтобы постреволюционный Каир попридержал израильтян. Исламисты всех мастей почти сразу выразили готовность к новому относительному перемирию — но выдвинули требование: прежде чем прекратить ракетные обстрелы, Израиль должен взять на себя обязательство отказаться от превентивных точечных ударов.

У Израиля большого желания идти на такую авантюру не было и нет. На самом деле ХАМАС сейчас пытается справиться со сложной дилеммой: с одной стороны, не потерять лицо, не вступая в активные боевые действия, с другой — не подставиться под массированный удар израильской армии, с третьей — не потерять поддержку арабских стран, а с четвертой — не позволять более радикальным организациям КНС или «Исламского джихада» подрывать свою власть в секторе. Кстати, ЦАХАЛ пока хамасовцев лишь мягко поглаживает — по их базам ударов нанесено не было, боевиков и лидеров не ликвидировали. Пара уничтоженных складов с взрывчаткой всего лишь побочное следствие.

Несмотря на различного рода заявления Лиги арабских государств, Госдепа, «квартета» посредников, сильного давления на Израиль с целью прекратить ответные акции против радикалов в Газе не оказывалось. ХАМАС уже и умолял и угрожал египтянам, но тем не до того: своих внутренних проблем хватает. Парламент Египта, контролируемый «Братьями-мусульманами», потребовал, конечно, выдворить из Каира израильского посла, прекратить поставки газа и начать общеарабский бойкот Израиля — но между словом и делом, как всегда, есть огромное количество финансовых и политических интересов.

 У Турции — сложности на границе с Сирией, так что ей тоже не до ХАМАСа, как, впрочем, и странам залива. Есть тут еще и иранский фактор: выведя свой политический штаб из Сирии — и по сути противопоставив себя Асаду, — ХАМАС потерял поддержку Ирана. Аятоллы уже давно поддерживали не только ХАМАС, сейчас же переключились на поддержку (и финансовую, и оружием) исключительно «Исламского джихада» и КНС — отсюда и страх ХАМАСа потерять власть в Газе. Тут надо либо договариваться с более радикально настроенными группировками, либо начинать новую гражданскую войну. Тегеран с самого начала понуждал «Исламский джихад» продолжать обстрелы — ХАМАС выступал противовесом, так как понимал, что большое число пострадавших с израильской стороны вынудит ЦАХАЛ наращивать ответные действия вплоть до наземной операции.

Израиль тоже не особо горел желанием начинать наземную операцию — на этом этапе он ставил своей целью достигнуть ярко выраженного эффекта сдерживания. Система ПРО «Железный купол» перехватывает палестинские ракеты с 85-90-процентной вероятностью, тем самым лишая радикалов преимущества психологического давления на гражданское население.

Здесь необходимо сделать техническое отступление: а то вроде и «Купол» работает, и одновременно ракеты рвутся...  Дело в том, что «Железный купол» не должен перехватывать все «входящие сюрпризы» — а лишь те, которые могут разорваться в густонаселенных районах. В других случаях приказ на перехват просто не отдается. При этом система в состоянии (каждая батарея) вести одновременно несколько целей и поражать их.

Да, юг страны сейчас полупарализован, однако благодаря перехватам количество ракет, разорвавшихся в центре городов, минимально. Количество раненых среди израильтян тоже невысоко. Это позволило не торопиться принимать решение о начале наземной операции. Точечные, хирургические ликвидации мобильных групп ракетчиков при низких потерях среди палестинского гражданского населения (четверо убитых) позволили оказывать дополнительное давление на палестинские группировки, с одной стороны, с другой — не создали предпосылок для давления на Израиль со стороны Запада.

Рано или поздно КНС и «Исламскому джихаду» необходимо было передохнуть, а то мобильных групп не наберешься. Радикалы в Газе могли, конечно, решить все-таки обстрелять центр страны — это своего рода самоубийство, поскольку тогда общественное мнение в Израиле начало бы усиленно давить на правительство, требуя приступить к наземной фазе операции в секторе. И радикалы получили бы «Литой свинец-2». 

То, что происходит сейчас, это своего рода война на истощение. Израиль, конечно, несет огромные экономические убытки и гражданское население страдает из-за постоянных обстрелов, но, кажется, «дыхалка» у израильтян все же сильнее и на очередное «перемирие» Иерусалим пошел только на своих условиях. Палестинцы же осознают, что теряют свое относительное преимущество и не могут нанести серьезного ущерба израильскому гражданскому населению, при том что сами несут существенные потери среди боевиков. То есть мы видим усиление как раз того самого необходимого израильтянам фактора сдерживания, который дает надежду, что следующий раунд «выяснения отношений» отложится на длительное время.

Кстати, само перемирие все-таки было достигнуто при посредничестве египетской разведки и служб безопасности. Как бы ни надрывались «Братья-мусульмане» в Каире, настоящий интерес Египта сейчас заключается не в защите ХАМАСа или исламистов в Газе, а в достижении тишины, спокойствия и стабильности на границах, которые позволили бы сосредоточиться на внутренних проблемах.

И тем не менее перемирие — понятие относительное. Иерусалим не принял требования исламистов не прибегать к превентивным ликвидациям и пошел на «взаимопонимание» по принципу «на тишину ответим тишиной».  Исламисты оставили себе лазейку и заявили обратное: якобы ЦАХАЛ перестанет в будущем наносить точечные удары по группам ракетчиков и полевых командиров, а вот «Исламский джихад» оставил за собой право реагировать на «израильскую агрессию». Это было представлено как победа палестинского народа и «сил сопротивления». Последнее слово исламисты тоже решили оставить за собой, а заодно проверить выдержку армейцев: после сообщения о перемирии на территории Израиля разорвалось еще  шесть минометных снарядов. Армия пока не отреагировала. Если на этом стратеги Газы остановятся, то нынешний раунд действительно подойдет к концу.

Так или иначе, обоюдное прекращение огня какое-то время продержится. Потом ситуация «на земле» в очередной раз изменится: кто-нибудь в секторе решит подготовить очередной масштабный теракт, и все закрутится по новой. В свое время министр обороны Израиля Эхуд Барак сказал, что «у нас на районе» важно понимать, что один ракетный раунд следует за другим — необходимо лишь, целенаправленными ударами, увеличивать промежутки времени между раундами и создавать условия, при которых перед каждым новым приключением исламисты в секторе подумали бы дважды.

 

Версия для печати
 



Материалы по теме

Зато мы делаем «Цирконы» // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Китайцы тоже попадут в рай // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Страна восходящей линии // МАРК ГАЛЕСНИК
Их же таки предупреждали... // АНДРЕЙ КОЖИНОВ
На Святой земле // БОРИС КОЛЫМАГИН
Почему Израиль пойдет на «худну» с ХАМАСом // АЛЕКСАНДР ШУМИЛИН
«Облачный столп» // АНДРЕЙ КОЖИНОВ
Шивта // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
This is a bomb. This is a fuse // АНДРЕЙ КОЖИНОВ
Кузькина мать в Персидском заливе, или О пользе экологии // АНДРЕЙ КОЖИНОВ