Что делать или чего не делать
Я хоть и не Чернышевский, но в последнее время регулярно высказываюсь, отвечая на вечный русский вопрос «Кто виноват?» Кто виноват в том, что волна протеста, всколыхнувшая Россию, спала, и Путин вернулся в Кремль еще на шесть, а то и на двенадцать лет? Растерянные граждане, так храбро отстаивавшие свои права на Болотной с шариками наперевес, удивлены тем, что власть их требования проигнорировала: выборы не отменили, новые не назначили, политзеков не выпустили, и, вот, в завершении всего Путин вновь воцарился на троне.
Очевидно, что за все эти прелести граждане должны поблагодарить своих вождей, тех, кто кричал: «я знаю как надо, мне верьте, не слушайте радикалов, не слушайте провокаторов». С самого начала чрезмерно озаботившись безопасностью, вожди эти, договорившись с властью, увели протест подальше от жизненно важных центров государства и тем самым обескровили, кастрировали его, лишили протест силы. Блицкриг на Кремль не удался благодаря действиям (бездействию) полководцев. Имена их, полководцев, известны. Можете послать им открытку.
А теперь пришло время дать ответ на второй вечный вопрос – что делать? Что должен делать гражданин, страждущий перемен, но так этих перемен и не получивший? Как человек, не принимавший участие в сливе протеста, а, напротив, яростно порицавший соглашательский курс, я имею полное моральное право высказаться на этот счет. Также такое право дает репутация моей партии - «Другой России» - партии прямого действия. В ее политическом таланте и храбрости не сомневается, кажется, в России уже никто.
Так вот, я вам здесь и сейчас говорю, а вы запоминайте. Главное, с чего должен начать разочарованный возвращением Путина гражданин, это перестать слушать бывших своих авторитетов, тех, кто обанкротился и привел протест к поражению. Отправить их, так сказать, на свалку истории. Ну, или в отставку, кому как нравится. Отныне гражданин будет действовать сам. Лично. Патерналистское стремление непременно следовать за кем-то надо оставить в прошлом.
Затевая свою собственную личную войну с неуважающей и неуважаемой властью, гражданину следует вспомнить о фундаментальном принципе его отношений с государством. Это принцип паритета, баланса, прав и обязанностей. Проще говоря, государство может требовать от гражданина исполнения его обязанностей, только в случае, если оно само обеспечивает исполнение его прав. Вот от этого и надо отталкиваться.
Какие сейчас есть реальные политические права у гражданина? Да никаких! Свободы собраний нет – попробуйте, выйдите на Триумфальную 31-го числа. Свободы слова, такой, какой она должна быть в 21-м веке, нет – федеральные СМИ подавлены, везде сплошной «1 канал». Свободы выбора нет и в помине – политическое поле зачищено, в меню, предлагаемом избирателю, отсутствует добрая половина реально существующих политических партий. То же самое с кандидатами в президенты.
Ну, а раз так, раз государство лишило гражданина конституционных прав, почему гражданин, вдруг, обязан исполнять свои конституционные обязанности? Не обязан и не должен исполнять! Вот мы и пришли к простому и ясному ответу на вопрос, что делать гражданину теперь, когда вожди болотного протеста обанкротились, а терпеть Путина еще двенадцать лет не хочется. Ответ этот такой: оказывать личное гражданское неповиновение, сопротивление полицейскому государству. До полного восстановления своих политических прав. Год назад о такой возможности уже писал Эдуард Лимонов, однако тогда его предложение было не очень-то замечено.
Общий принцип, которым должен руководствоваться «отказник» – добровольная самоизоляция от недемократического отрицательного негативного государства. Чем меньше гражданин будет связан с ним, тем лучше. Первым делом следует исключить себя из списка избирателей – направить соответствующее заявление в местную избирательную комиссию. Смысл этого действия состоит в выражении воли гражданина не играть с государством в его шулерские игры под названием «выборы». Послать, таким образом, государству «черную метку». Мол, мы теперь с тобой враги. Готовься.
Далее. Враждебность нынешнего российского государства к гражданину и его правам заставляет его отказываться от сотрудничества с ним ни в какой-либо форме. Подобно жителю оккупированной территории, гражданин не должен служить в госучреждениях, судах, полиции и даже в армии.
Также стоит уклоняться от организуемых государством переписей населения, всевозможных опросов и т.п. Все данные, информация, собранная в ходе этих процедур используется государством против своих граждан. А раз так, то с чего бы им в этом помогать?
Особо стоит сказать об экономических методах давления. Ясно, что недружелюбное к гражданам государство поддерживать деньгами не следует. Вам платят на работе «черную» зарплату? Отлично. Налогов с нее государство-то и недосчитается. Если у вас есть сбережения, храните их под подушкой, как иранский шах, или в частных банках - пусть Сбербанку будет плохо.
Те, кому позволяют возможности, могут пойти еще дальше – отказаться обучать детей в государственных школах. Учите их сами или отдавайте в частные школы. Сейчас, когда мы узнали о повальном участии учителей в выборных фальсификациях, эта идея уже не кажется такой экстравагантной. Или вы хотите, чтобы из вашего ребенка вырос мошенник?
Ну и конечно, гражданину следует максимально участвовать в уличных акциях протеста. Спрашивать разрешения на это у властей, конечно, уже не надо. Поздно.
Таким образом, практика личного гражданского сопротивления сводится в основном к отказу участвовать в любых играх с их государством. С ИХ государством, но не с НАШИМ. Не удивлюсь, если со временем быть «отказником» станет просто модно. Люди будут подражать друг другу, соревноваться в степени неучастия в жизни государства. По мере того, как число таких «отказников» будет расти, у власти будет все больше и больше проблем. Однажды под их грузом она либо рухнет, либо будет вынуждена измениться - стать более человечной. И никаких вождей!