Православие в Украине. Вопросы без ответов
Что происходит последние полгода в УПЦ МП? Митрополит Владимир (Сабодан), первоиерарх УПЦ МП, с сентября 2011-го находится на лечении в больнице. Осенью украинскими врачами ему была сделана операция, связанная с последствиями перелома шейки бедра. Она прошла успешно. Однако здоровье 76-летнего владыки оставляет желать лучшего, он страдает болезнью Паркинсона. «Спикером» митрополита, доводящим его мнение по церковным вопросам до общества, в течение этого времени был его помощник архиепископ Александр (Драбинко). Он, кстати, возглавляет Переяславль-Хмельницкую епархию — родину митрополита Владимира.
В конце декабря 2011 года три влиятельных украинских архиерея — митрополит Одесский Агафангел, митрополит Донецкий Иларион и митрополит Вышгородский Павел, созвали Синод УПЦ, на котором Агафангел был назначен председательствующим в Синоде до выздоровления главы УПЦ МП. Более того, управление Киевской епархией (вотчиной киевского митрополита) перешло в руки комиссии из трех викарных архиереев. И хотя возглавил комиссию Александр Драбинко, все ее решения отныне должны были утверждаться не кем иным, как одесским митрополитом Агафангелом. На следующем заседании Синода, уже в феврале, архиепископа Александра вывели из состава Синода и лишили поста председателя ОВЦС, ко всему он был обвинен в «хуле на Духа Святого» (обвинение, достойное еретиков). Некоторые наблюдатели посчитали это захватом власти промосковской группой в УПЦ, так как архиепископ Александр — явный украинофил,а митрополит Одесский Агафангел не раз демонстрировал свои промосковские пристрастия. Однако вряд ли подоплека демарша митрополитов такова. Возможно, речь идет всего лишь об узурпации церковной власти.
Владыка Александр — доверенное лицо Блаженнейшего, его любимец, быстро продвигавшийся по иерархической лестнице. Что послужило причиной обструкции: его «украинофильство» или страх членов Синода, что он станет преемником митрополита? Почему архиепископ Александр вызвал такую волну неприязни собратьев-архиеерев, что синодалы обличили его в хуле на Святого Духа? Может быть, дело тут не столько в его реальных ошибках и мнимых грехах, а всего лишь в таком недостатке, как молодость? «Выскочка», «юнец». Разве маститые собратья по сану смогут воспринимать его как равного? За некоторыми из епископов стоят вполне влиятельные финансово-промышленные круги Донбасса и политическая элита Киева. Союз солидных, авторитетных людей со своими представлениями о лидерстве, в том числе и духовном.
Декабрьский Синод принял решение поручить управление Киевской епархией комиссии из трех викарных архиереев, но уже в январе, на следующем Синоде, управление было передано митрополиту Вышгородскому Павлу, наместнику Киево-Печерской лавры,поскольку тот «всегда в столице, в Лавре, знает ситуацию, которая имеет место и в Киеве, и в Киевской области». В качестве уступки автокефалистскому лагерю в УПЦ Черкасский митрополит Софроний получил руководство над строительством Воскресенского кафедрального собора.
А что с митрополитом Владимиром? В СМИ ходили слухи о его недееспособности. Но это не подтвердилось. Болезни митрополита Владимира, до сих пор находящегося в больнице, не помешали ему проявить твердость и занять последовательную позицию. Нельзя обойти вниманием заслуги этого иерарха. Но чтобы их оценить, надо понимать простые вещи: Украина — не Россия. Украина — расколотое общество в отличие от нашей страны. Украинцы в муках рождают свою идентичность: один взгляд на историю народа на Востоке, другой — на Западе. Первоиерарх УПЦ прямо говорит о своем украинстве и понимает необходимость быть митрополитом для всех украинцев. В одном интервью его спросили об отношении к лидерам УПА. Он ответил, что в гражданской войне нет героев, а есть жертвы. В отличие от епископата он практически не вмешивался в политическую борьбу, не искал поддержки «регионалов» и «оранжистов».
Такая позиция неслучайна. В последнее время он все чаще говорит о том, что Церковью управляет Бог. Это надо понимать не как попытку оправдать «пассивную гражданскую позицию», а как стремление оградить Церковь от внесения в её ограду чуждых ей политических идей и амбиций. Он принципиален. На него не смог повлиять даже главный спонсор украинской церкви Виктор Нусенкис, ярый противник автокефалии. И дело не в том, что митрополит её сторонник. Просто он противник силового вмешательства светских политиков и бизнесменов в церковные вопросы и жесткого диктата с их стороны: «Автокефалии не будет никогда». Владыка подчеркивает, что этот вопрос в руках церковного народа и Промысла Божия.
Сам митрополит Владимир демонстрирует верность принципу соборного, коллегиального управления Церковью. Он подписал решения январского Синода УПЦ, хотя и был лично не согласен с оценкой деятельности архиепископа Александра (Драбинко). Его он тоже призвал к смирению перед решением Церкви, но утешил словами надежды и веры в его труды на благо православия. На днях митрополит наградил своего помощника в связи с его 35-летием почетным знаком за заслуги перед Церковью. Украинский первоиерарх не устанавливает в церкви диктат своей воли, но и не бросает своих людей. Редкое, согласитесь, качество в наше время.
Митрополит Владимир заявил, что готов уйти, если так решит Церковь. Но кто из собратьев-епископов решится озвучить эту просьбу? Да и согласия, видимо, еще по единой кандидатуре нет. Не стоит обольщаться заверениями о преданности потенциальных кандидатов Московской патриархии. Как только кто-то из них надумает поиграть в политику, тотчас в церковной ограде окажутсяигроки из украинского Кабмина. А дальше наступит время обещаний, интриг и предательств. Будет тут и «Русский мир», и «Газпром», и «Крым и Рым». Кончится все политическим пшиком, так же как и «дружба» Медведева с Януковичем. Украинское государство будет пророссийским настолько, насколько это выгодно его элитам. Сомнительно, что УПЦ тут дадут много самостоятельности.
Беда Украины в том, что еще не видно на церковном горизонте людей, способных взять на себя тяжелую ношу служения Церкви, которую до сих пор несет абсолютно больной человек. Кажется, что своим подвигом митрополит Владимир еще раз подчеркивает, что не его немощь, а сам Бог управляет УПЦ.