Партия Тимошенко
Нынешние украинские сюжеты, в которых, так или иначе, фигурирует имя бывшего премьер-министра, бывают двух видов: «партийные» и медико-пенитенциарные. Характерно, что сюжеты эти, как правило, не пересекаются. Первые связаны с реальной политикой и грядущей парламентской кампанией, речь там о «партии Тимошенко» и ее перспективах. Вторые – собственно, с узницей Качановской колонии. Впрочем, похоже, уже не узницей, и не Качановской колонии: на днях Тимошенко должны перевезти в центральную харьковскую больницу №5 (подведомственную украинскому МПС), - в больнице уже сделали ремонт, поставили охрану, трехкомнатную «палату» Тимошенко продемонстрировали журналистам, - приблизительно в том же жанре, в котором в свое время демонстрировали евроремонт в Лукьяновском СИЗО. Фактически больницу готовят к приезду немецких медиков, которые призваны решить, нуждается ли Тимошенко в лечении, и если это так, она, в соответствии с постановлением Европейского суда по правам человека, должна оставаться в гражданской больнице. В противном случае она должна вернуться в колонию. Впрочем, возвращаться или не возвращаться Тимошенко в колонию, отныне тоже решает Европейский суд. Пока Тимошенко заявила, что в образцово-показательную больницу не пойдет, а хочет лечиться «на общих основаниях». «Общие основания», по идее, должны произвести впечатление на немецких врачей.
Параллельно с квазиосвобождением (а перевод в больницу все-таки означает изменение статуса главной украинской «заключенной») идут разговоры об отъезде в Германию для лечения. С другой стороны, украинская прокуратура внезапно реанимировала 15-летней давности дело об убийстве донецкого бизнесмена Евгения Щербаня, - Тимошенко пока проходит по этому делу как свидетель, но сын Щербаня недавно заявил, что Тимошенко причастна к убийству отца. Пресс-служба БЮТ уже сообщила о том, что СБУ якобы выбивает из осужденного по этому делу показания против Тимошенко. Как бы то ни было, но позиция украинской власти просматривается, и она такова: в Германии или за решеткой, но в любом случае Тимошенко не должна принимать участие в осенней избирательной кампании.
Что же до самой кампании, которая уже началась без Тимошенко, однако с участием ее «именной» партии, то здесь свои истории, и главная из них – объединение «партии Тимошенко», вернее, того, что от нее осталось, с «Фронтом перемен» Арсения Яценюка. Две оппозиционные партии намерены выступить общим списком, который возглавит Яценюк. Нынешний глава БЮТа Александр Турчинов идет вторым номером, а третьим выступит адвокат Юлии Тимошенко Сергей Власенко. О Яценюке сегодня говорят, что он цинично использует «ресурс Тимошенко», как в свое время использовал ресурсы Ющенко, Фирташа и Пинчука.
«Объединенная оппозиция» рассчитывает повторить успех 2002-го года, когда на волне антикучмистских выступлений она выиграла выборы. Но, похоже, прочие оппозиционные партии и движения к новоявленному блоку присоединяться не спешат. Так, «Удар» Виталия Кличко, который по рейтингам догоняет «Фронт» Яценюка, идет на выборы самостоятельно, - политтехнологи заверили боксера, что именно он представляет собой сакраментальную «третью силу», и что ему удастся повторить успех Сергея Тигипко на последних президентских выборах. Тем более не намерены договариваться с БЮТ «Наша Украина» Виктора Ющенко и близкие к ней правые партии. Отколовшаяся от БЮТа Наталья Королевская поначалу создала очередную социал-демократическую партию, но затем по примеру Тимошенко сделала ее именной, и отныне ее партия будет называться «Партия Натальи Королевской «Украина – вперед»». Не исключено, что это очередная «технологическая игра»: сама по себе Королевская наберет немного, но какие-то очки она у БЮТа отнимет.
Реально, в т.н. «КОД» («Комитет отпора диктатуре») кроме БЮТ и «Фронта» сегодня входят виртуальная «Народная самооборона» Юрия Луценко, «Реформы и порядок», «Народный Рух», «За Украину» Вячеслава Кириленко и «Свобода» Олега Тягнибока. Едва ли не самый большой рейтинг здесь у Тягнибока, но всерьез играть «Свобода» может лишь на «мажоритарке» и в западных округах. Собственно, настоящие конфликты внутри «объединенной оппозиции» ожидаются как раз таки в процессе распределения списочных квот и раздела округов. Но этим оппозиционные лидеры реально занимаются. Хотя, похоже, занимаются они только этим. Никакой внятной программы и никаких идей, кроме требования освободить «из-под грат» Юрия Луценко и Юлию Тимошенко, на прошедшем в конце марта объединительном съезде не прозвучало.
А момент истины для оппозиции может наступить уже летом: в мае истекает срок номинального мэра Киева Леонида Черновецкого, и, скорее всего, в июле пройдут выборы нового мэра. Больше всего шансов у нынешнего главы администрации «регионала» Александра Попова. Реально поспорить с ним может лишь Виталий Кличко, если станет единым кандидатом от оппозиции. Но есть такая линия мысли, что едва ли по причине несговорчивости Кличко и его отказа пойти на компромисс с БЮТ, оппозиция сегодня готова «сдать Киев».