Высшая арифметика
Искусство обращения с цифрами, которое год от года демонстрирует российское Министерство финансов, достойно искреннего восхищения. Алексей Кудрин и раньше – с первого года своего пребывания на посту министра – подобно фокуснику, достающему из шляпы кролика, изыскивал пару-тройку, а то и пару-тройку десятков миллиардов дополнительных доходов федерального бюджета. Это неизменно помогало убедить депутатов в высоком качестве документа и позволяло годовому финансовому плану без особых проблем проходить все думские процедуры. Но в этом году параметры бюджета на 2006й и два последующих года претерпели настолько серьезную трансформацию, что в полном соответствии с законами диалектического материализма количество перешло в качество. И все это за два с небольшим месяца.
Еще в начале апреля Минфин подсчитал, что доходы федерального бюджета в следующем году составят всего 3,67 трлн рублей, а сейчас эта цифра выросла на три четверти триллиона – до 4,43 трлн. Поскольку основные параметры с некоторых пор верстаются на три года вперед, за три года государство, по сравнению с апрельскими цифрами, получит больше на 2 триллиона рублей. Сложно сказать, что там себе думает президент, но, сдается, человек, нашедший для страны 2 триллиона, пусть и за три года, достоин как минимум звания героя России и прижизненного памятника на одной из центральных площадей столицы.
Впрочем, на этом подвиги Минфина не закончились. Качественные изменения параметров не заставили себя ждать. Если в апреле в 2006-2008 годах бюджеты получались дефицитными и дефицит за три года достигал 2,7 триллиона, то сейчас за три года суммарный профицит выливается во вполне весомые 1,1 триллиона. Минфин, напрягшись, сумел не только доходы увеличить, но и в расходах поужаться – на 1,8 триллиона за три года. Но это сокращение расходов не должно слишком волновать народных избранников: народ не пострадает. Напротив, к 2008 году пенсии и зарплаты бюджетников вырастут вдвое. И даже с учетом инфляции Кудрин обещает полуторный рост. Радетели государственной поддержки «прорывных» отраслей и «инфраструктурных» госинвестиций тоже могут спать спокойно: для финансирования национальных проектов в сфере транспорта, особых экономических зон, инновации, господдержки экспорта выделено 380 миллиардов, а кроме того, из средств Стабилизационного фонда будет создан специальный инвестиционный фонд, куда в следующем году планируется перечислить около 70 миллиардов. Кстати, Стабфонд также будет расти опережающими темпами и в 2008 году дорастет до 2,3 трлн, что почти вдвое выше апрельской цифры.
Интересно, что и апрельские, и нынешние цифры были выведены на основе сценарных условий, подготовленных Минэкономразвития. Причем в апреле прогноз роста экономики России был хоть на доли процента, но все же выше, чем сейчас. Если пытаться вспомнить, что еще могло существенно повлиять на параметры, на ум приходит лишь досрочное погашение долга Парижскому клубу кредиторов, в результате которого Россия сэкономит на выплате процентов. Но, по словам Алексея Кудрина, экономия составит около 6 миллиардов долларов, то есть менее 180 миллиардов рублей. Да и то, вся эта сумма будет сэкономлена в период до 2020 года.
Разница же в цифрах объясняется довольно просто. Апрельский вариант появился в разгар борьбы министров-экономистов против инициативы премьера Михаила Фрадкова снизить НДС с нынешних 18 до 13%. Он не имел статуса официального документа, внесенного куда бы то ни было, – так, аналитическая записка двух ведомств, Минфина и МЭРТа, получившая, правда, широкую огласку. Фрадкову тогда фактически предложили взять на себя ответственность за данную инициативу, и премьер предпочел вопрос о снижении налогов замять. При этом, если вспомнить, «цена вопроса» тогда исчислялась вовсе не триллионами. В результате снижения НДС на 5% казна недополучала 362 миллиарда рублей.
Сейчас совсем другое дело. Проект бюджета приобрел официальный статус документа и начинает путешествие через правительство в Думу. Он уже лег на стол президенту, подкрепив весомыми аргументами бюджетное послание. Так что Владимиру Путину, может, и стоило бы подумать если не о бронзовом памятнике, то хотя бы о звании героя для министра. Но это дело президента. Премьеру же жизненно необходимо обзавестись калькулятором. А еще лучше наладить производство "калькулятора Кудрина", за который в американском казначействе заплатят любые деньги: они свой бюджетный дефицит уже который год побороть не могут. Это будет самый прорывной инновационный проект.