КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеКонсерваторы и либералы

10 СЕНТЯБРЯ 2012 г. АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН

Заседание "Изборского клуба"

Российские политологи консервативно-патриотического толка создали в Изборске новый закрытый клуб. Среди участников собрания Александр Дугин, Александр Проханов, Максим Калашников, Михаил Делягин... Говорят, что создание клуба то ли инициировалось, то ли поддерживается Администрацией президента. Ну и Бог с ними... Клубы – дело хорошее. Клубы разные нужны, клубы разные важны. Главное – ради чего они организовываются: ради борьбы с оппонентами-врагами или ради пропаганды своих ценностей и поисков союзников.

Вот и министр культуры Мединский, заглянув на огонек в Изборск, казалось бы, правильно заявил: «Клуб должен стать местом, где люди, которые любят Россию, работали вместе, искали общие пути и определяли, куда нам двигаться дальше. Ненавидят Россию одинаково, но любит ее каждый по-своему». «Давайте в рамках этой площадки искать точки соприкосновения», – призвал министр. Значит, клуб может стать свободной трибуной для идеологических дискуссии, несмотря на свою подозрительную закрытость.

Правда, верится в это с трудом. Гостеприимный губернатор Псковской области Турчак, со своей стороны, выступил вполне конфронтационно: «Именно экспертное сообщество сможет найти ответы на поступающие «болотные провокации» и другие вызовы».

Но вот о чем я задумался, узнав о создании консервативно-патриотического клуба: а кто такие консерваторы и чем они так всерьез отличаются от либералов? Ведь на самом деле это же не антагонисты, разница лишь в оттенках и акцентах. Если консерваторы говорят больше о государстве, традиции, семейных ценностях, религии, это ведь не означает, что они отвергают демократию, независимый суд, права человека, свободу совести, науку. И, соответственно, наоборот. И те, и другие хотят своей родине добра, просто иногда по-разному понимают патриотизм. К тому же у консерваторов и либералов явно есть одно общее – среди ценностей и тех и других, в отличие от социалистов, есть частная собственность. Именно это – основа для взаимопонимания.   

Поэтому консерваторам и либералам надо не бороться друг с другом, как это происходит у нас, а сотрудничать, сохраняя естественный баланс, чтобы не перекособочилось в ту или иную сторону. Ибо тогда это уже не консерватизм получится, а мракобесие и фашизм, не либерализм, а разнузданность и вседозволенность. Разве здесь не может быть конвергенции?..
Я, например – либеральный консерватор или, если угодно, консервативный либерал. В зависимости от того, в какую сторону крен.

Конечно, не все так миролюбиво и безоблачно. Среди консерваторов по идее не может быть безбожников и космополитов, а среди либералов их достаточно много. Консерваторы глядят на мир, в основном, как на нечто неизменное, особенно на природу человека и человеческого общества, а либералы верят в человеческий разум, во многом связывая проблемы мироустройства с плохой политикой, которую постоянно через демократические институты желают усовершенствовать.

Но разве это повод для баррикад? Только для дискуссий и честного политического соперничества.

Версия для печати