КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеМамка не велит

13 СЕНТЯБРЯ 2012 г. МАКСИМ БЛАНТ

РИА НовостиПрезидент Российской Федерации Владимир Путин подписал 11 сентября сего года указ «О мерах по защите интересов РФ при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности».

Указ удивительный. Суть его в том, что акционерные общества из списка стратегических компаний и их «дочерние хозяйственные общества» могут выполнять некоторые требования иностранных контролирующих и регулирующих органов только с предварительного разрешения уполномоченных структур российского правительства. А если «уполномоченные структуры» решат, что выполнение требований иностранных регуляторов нарушает российские интересы, разрешение может быть и не дано.

К требованиям, выполнение которых требует разрешения, относятся: запросы о предоставлении любой информации об их деятельности (кроме требуемой для эмиссии ценных бумаг или раскрываемой эмитентами по законам РФ); требования изменения коммерческих контрактов и продажи долей в иностранном бизнесе, прав деятельности или имущества.

Никто особенно не скрывает, что указ президента Путина призван стать аргументом в тяжбе между Газпромом и Еврокомиссией, возбудившей сразу несколько антимонопольных разбирательств против российской газовой монополии. Аргумент настолько нелепый и бессмысленный, что удивительно, как и кому в голову могло прийти, что он сработает. Хотя бы потому, что указы российского президента никакой юридической силы на территории Евросоюза не имеют.

Европейский же регулятор подозревает Газпром в трех типах нарушений именно на рынках ЕС: в том, что он разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны ЕС, препятствовал диверсификации поставок и устанавливал несправедливые цены в привязке к нефтяным котировкам. И в рамках расследования европейские чиновники могут потребовать от Газпрома и его дочек раскрыть информацию о его деятельности на территории, подведомственной этим чиновникам. А по результатам расследования, если Еврокомиссия выявит нарушения действующих на территории ЕС норм и правил, она может потребовать от Газпрома эти нарушения устранить и, скажем, продать часть активов.

Если эти требования не будут соответствовать европейскому законодательству или международному праву, Газпром и безо всяких путинских указов сможет оспорить их в европейских и международных судах, а если будут…

Очень хотелось бы видеть лица европейских чиновников в момент, когда на предъявленные требования представитель Газпрома заявит, что, в соответствии с указом Путина, требования эти Газпром выполнять не будет без разрешения «уполномоченных структур» российского правительства. Едва ли подобного рода тирада произведет на кого-то хоть малейшее впечатление. Европейские чиновники, скорее всего, просто не поймут, какое они к этому имеют отношение. Если Газпрому нужно какое-то разрешение от российского правительства, то это проблема Газпрома. И это никоим образом не может повлиять на необходимость соблюдения Газпромом норм и правил ЕС при операциях на территории Евросоюза.

Так что если указ Путина кому и усложнит жизнь, то только самому Газпрому. А также тем российским компаниям, которые внесены в список стратегических предприятий и которые совершают какие-то операции за пределами страны.

Версия для печати