Вий vs Буратино
В Таганрогский суд Ростовской области подано заявление о признании сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» экстремистской. Из заключения культурологической экспертизы: «Буратино являет собой злую и незатейливую пародию на Иисуса Христа». Ну и доказательства: папа-плотник, сам в воде не тонет, за 30 монет продал букварь и т.д.
Конечно, я в данном случае субъективен. Обиду, нанесенную Буратино, воспринимаю как глубоко личную, ведь мы с ним оба — Карловичи. «Мы оба пострадавшие, а значит, обрусевшие».
Но дело не в этом. А в том, что не смешно.
Когда глухие маргиналы, злобные юродивые не просто являют себя во всей гоблинской красе Городу и Миру, а начинают диктовать с позиции силы, с позиции государственной власти этические и поведенческие нормы — тут не до смеха. Тут впору святых выносить.
В мире идет война. Война культурных установок. До недавнего времени казалось, что мы с нашей многонациональностью, многоконфессиональностью, мировоззренческой неустойчивостью не станем влезать в эту войну. Как бы не так. Вляпались. Причем сознательно.
Глобальная линия фронта имеет вполне четкие, видимые географические и конфессиональные очертания: условный Восток против условного Запада, радикальный ислам против всех остальных. В России ситуация иная. Здесь по обе стороны водораздела можно найти и православных, и мусульман, и верующих, и неверующих, и столичных жителей, и провинциалов.
Фундаментализм против гуманизма.
Противостояние принципиальное.Оно глубже политического, имеет характер ценностный.
Джинн мракобесия был выпущен из бутылки прошлой зимой, когда власть, напуганная неожиданной массовостью и веселым драйвом оппозиционных митингов, сделала ставку на наиболее консервативные силы и лозунги. В результате на сцену из гнилых щелей, из-под замшелых коряг вылезли персонажи гоголевского «Вия» и в ультимативной форме предъявили обществу ХХI века намерение командовать парадом. Подкрепляя свои претензии вполне себе реальными судебными решениями, энергичными законодательными инициативами и нескрываемой благосклонностью высшего государственного руководства.
При этом гроб с трупом старой ведьмы Софьи Власьевны, принявшей после кончины образ прекрасной панночки, знай порхает под музыку Александрова, смущая умы многомиллионной массы малых сих.
Малые сии, в умственном смущении принимая гроб с музыкой не то за Гагарина, не то за дельтаплан, тепло его приветствуют и хором призывают дохлую Софью Власьевну вернуться. Так детвора зовет пьяную Снегурочку на новогодней елке.
Вся эта тяжелая, дурная фантасмагория, кошмарная смесь из дремучей родоплеменной дикости, грубого популизма, благодатного огня, ханжества и КГБ ядовитым облаком навалилась на страну и отравила воздух.
Стало душно и смрадно.Очень хочется проветрить помещение.
Но вряд ли получится.
Сегодня всесторонняя властная поддержка фундаменталистской кампании преследует две основных цели.
Во-первых, добиться консолидации консервативного большинства, не допустить его расслабления, рассредоточения и отхода от В.В. Путина. Это задача представляется трудновыполнимой, поскольку консервативный российский электорат руководствуется в своем политическом выборе мотивами прежде всего экономического порядка. При сохранении социально-бытовой стабильности он всегда будет за власть, а в случае ее потери его не удастся удержать никакими шаманскими заклинаниями.
Во-вторых, морально, политически, эстетически дистанцироваться от Запада.
Разумеется, в нынешних условиях маловероятно повторение сталинского фокуса с «железным занавесом» в полном объеме. Однако некоторые его базовые элементы, скажем, введение для российских граждан выездных виз, т.е. возвращение советского разрешительного порядка выезда из страны, вполне практически осуществимы.
Растущая ксенофобия, мощнейшая антиамериканская пропаганда и святая народная вера в теорию заговора постоянно подпитывают и без того сильные изоляционистские настроения. И вот тут клерикальная истерика на государственном уровне очень ко двору. Она усугубит тренд в сторону жесткого изоляционизма и может сделать его долговременным.
Иллюстрация художника А.М.Каневского (1898-1976) к сказке Алексея Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино". 1950 г.