Госдума погрузилась в тайны
Государственная дума продолжает работать в режиме взбесившегося принтера. В минувшую пятницу она приняла в первом чтении законопроект о поправках в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы касательно статей о государственной измене и шпионаже. Бешенство принтера в данном случае заключается не в скорости выпечки законов, а в их качестве.
Общий смысл внесенного правительством законопроекта – в расширении понятия государственной измены и безопасности государства. Если раньше ст. 275 («Государственная измена») и ст. 276 УК РФ («Шпионаж») карали за нанесение ущерба «внешней безопасности Российской Федерации», то теперь речь идет просто о безопасности. В новой редакции ст. 275 даже уточняется, что речь идет о безопасности РФ и «в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Законодатель обращает внимание уже больше на внутреннюю стабильность, чем на внешние угрозы. Иначе говоря, в образе главного врага видятся уже не столько окружающие страны, сколько внутренняя оппозиция.
Для людей, не знакомых близко с уголовным законодательством, поясню: по ст. 276 УК за шпионаж привлекают иностранцев, а по ст. 275 УК за государственную измену (в том числе и шпионаж) – российских граждан. В соответствии с общим направлением модернизации уголовного законодательства «по Путину», изменениям в первую очередь подвергаются статьи, ограничивающие права и свободы российских граждан. Именно отсюда он видит главную угрозу своему режиму.
Ст. 275 подверглась фундаментальному пересмотру. Если раньше адресатом государственной измены были иностранные организации, то теперь к ним добавились и международные. Так в Кремле понимают глобализацию! Если раньше государственная измена ограничивалась шпионажем, выдачей государственной тайны или иной помощью иностранному государству, то теперь к этому добавилось «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи».
Если раньше измена состояла в помощи зарубежным организациям в проведении «враждебной деятельности» против России, то теперь «враждебная деятельность» уже никого не интересует. Достаточно того, что эти организации зарубежные или международные. В самом деле, доказать в нормальном суде «враждебность» этих организаций, по меньшей мере, не просто. К чему же мучиться? Надо изменить закон! Законодатель этого даже не скрывает. В Пояснительной записке к законопроекту черным по белому написано: «Указанная форма государственной измены в действующем редакционном оформлении является крайне сложной для доказывания, поскольку ссылки на недоказанность наличия в действиях лица признаков проведения именно "враждебной" деятельности используются защитой в качестве основного аргумента для освобождения обвиняемых и подсудимых от уголовной ответственности и наказания».
По сравнению с «отечественной» 275-й, «зарубежная» 276-я изменилась не сильно. Если раньше шпионаж заключался в сборе информации «по заданию иностранной разведки», то теперь к этому добавились «лица, действующие в ее интересах». То есть шпион может передавать сведения не разведке, а неким третьим лицам, а в чем состоит их интерес, знать будет только ФСБ.
Госдума не оправдала бы надежды нового старого президента, если бы ограничилась только изменением законов. Она придумала новый! Новый вид преступления называется «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» – статья 2831УК РФ. Чтобы попасть под эту статью, не надо шпионить или изменять государству, достаточно просто добыть гостайну путем каких-нибудь криминальных ухищрений – «похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия». Срок – от трех до восьми лет. Правда, есть и относительно мягкое наказание – штрафы от двухсот до пятисот тысяч рублей. Последнее обстоятельство может указывать на то, что статья будет использоваться часто и займет достойное место в коррупционном обороте.
Что такое будет «обман» или «принуждение» в толковании правоохранителей, можно себе представить. И не такие зыбкие материи доказывали! Все в той же Пояснительной записке к законопроекту его авторы, объясняя необходимость появления новой статьи, пишут: «Одной из серьезных проблем, с которой пришлось столкнуться органам федеральной службы безопасности, является распространение государственной тайны по так называемой "цепочке"». Доказывать шпионскую злонамеренность каждого, прикоснувшегося к государственной тайне, муторно и затратно. Проще поменять закон!
Получится примерно так. В трамвае один пассажир говорит другому: «Говорят, наш президент – дурак!». Этот разговор слышит стоящий рядом пассажир, который приходит на работу и рассказывает сослуживцам: «Я сейчас слышал в трамвае, как один пассажир говорил другому, что наш президент – дурак». Потрясенные сотрудники расходятся после работы по домам и вечером рассказывают своим семьям: «У нас на работе наш сотрудник рассказал, что слышал, как в трамвае один пассажир говорил другому, что наш президент – дурак». В одной из семей сын на следующий день идет в школу и публикует в стенгазете заметку о том, что его папа слышал на работе, как один из сотрудников рассказывал, что слышал в трамвае разговор двух пассажиров о том, что наш президент – дурак. По звонку штатного «нашиста» в школу немедленно приезжает ФСБ и объявляет режим контртеррористической операции.
В былые времена парня просто посадили бы за разглашение государственной тайны, а его классного учителя – за пособничество. Теперь же, с помощью статьи 2831УК РФ к уголовной ответственности прибавят еще отца юного журналиста, все семьи его сослуживцев от пенсионеров до грудных младенцев, самих сослуживцев и, если найдут, то и пассажиров злополучного трамвая. Да не только тех двух, что говорили про дурака-президента, а на всякий случай всех, кто был в вагоне.
Не останется без дела и 275-я статья. Как чудесно по ней можно будет посадить всякого, кто консультирует или, не приведи бог, работает в какой-нибудь международной организации, которую ФСБ сочтет враждебной России. Опять же, то, что организация враждебна нашему отечеству – есть государственная тайна, охраняемая ФСБ. Изменник родине будет счастлив узнать об этом на закрытом судебном процессе непосредственно перед оглашением приговора!
Остается добавить, что законопроект был принят Государственной Думой единогласно. Но самое занятное, что за него проголосовали все депутаты Госдумы. Совсем как музыканты на балу у Воланда – ни один не заболел и ни один не отказался. Некоторые комментаторы увидели интригу в том, что из положенных в Госдуме 450 депутатов проголосовали только 449, и все начали гадать – кто же тот один, что не проголосовал? Увы, никакой интриги нет – в Госдуме сейчас всего 449 депутатов. Все люди смертны. А живые депутаты проявили потрясающее единство. Все 449 отдали свои голоса за ФСБ. В том числе и те, кого оппозиционные лидеры почитают своими товарищами по протестному движению. На протестных митингах эти «товарищи» с дрожью в голосе говорят о своей приверженности демократии, а в парламенте послушно голосуют за правительственные законопроекты. Что, впрочем, не мешает им тут же баллотироваться в Координационный совет оппозиции. Это – уже из разряда грустных анекдотов.
Хотя и законопроект о новых поправках в Уголовный кодекс – анекдот тоже не из веселых.