Проект и опыт. Грузия проходит очередную критическую точку.
В ближайший понедельник в Грузии пройдут парламентские выборы. Выборы, которые, кажется, собрали вокруг себя все проблемы, накопившиеся в молодом кавказском государстве — начиная от вскрытого факта пыток в Глданской тюрьме №8 в Тбилиси и заканчивая абсолютной неспособностью грузинской оппозиции, которая до сих пор не поднялась выше криков «о кровавом режиме Саакашвили», использовать факт пыток в свою пользу. Даже «третья сила» — Лейбористская партия Грузии, выдвинув версию о теории заговора и назвав факт пыток «сговором Саакашвили и Иванишвили», продемонстрировала этим заявлением свой политический уровень.
Сегодня в Грузии почти сформировалось нормальное европейское общество, пусть и не по уровню экономического развития, но по уровню гражданского самосознания. После 18 сентября, когда стало известно о факте пыток в тбилисской тюрьме, совершенно адекватно повели себя и власти, которые среагировали мгновенно увольнениями, арестами и сносом под корень целого ведомства, и гражданское общество, которое из-за одного открывшегося факта(!!!) такого чудовищного сбоя в системе вышло на улицы. Неадекватно повела себя только оппозиция, которая снова завела песню о диктатуре, которая мочит по тюрьмам своих политических оппонентов.
Либертарианскому проекту государства в Грузии еще нет и десяти лет, но в ходе текущей предвыборной кампании уже остро встал вечный вопрос, с которым рано или поздно сталкиваются любые реформаторы. С одной стороны, потеря власти почти всегда приводит к свертыванию реформ и переделу собственности. С другой стороны, прикрываясь необходимостью «двигать революцию вперед», можно удерживать власть в своих руках очень длительное время, причем, как учит нас опыт других «проектных государств» типа Южной Кореи, Сингапура или Чили периода Пиночета, почти всегда удерживать недемократическими методами. В истории самого успешного в мире проектного государства (т.е. искусственно построенного государства в логике определенной матрицы развития и с чистого листа) — Соединенных Штатов Америки — есть тезис о том, что подлинная революция там произошла не в 1776 году, когда была подписана Декларация независимости, а в 1800 году, когда власть впервые мирным путем выборов и без последствий для системы перешла в руки оппозиционной партии, чей кандидат Томас Джефферсон одержал победу в президентской гонке. Если переносить эту логику на развитие грузинского проекта, то к своей «революции 1800 года» страна еще не готова.
Безусловно, правящая элита понимает и опасность соблазна до конца удерживать власть под предлогом «продвижения реформ», и необходимость выращивания оппозиции, которая в случае победы на выборах не вернет республику во времена Шеварднадзе, когда Грузия уже была по сутиfailedstate. Поэтому выборы 1 октября вполне можно рассматривать как точку перехода из одной политической реальности в другую. Дело в том, что после завершения избирательного цикла 2012-2013 гг., то есть после президентских выборов в следующем году, в Грузии вступают в силу поправки к Конституции, которые сильно перераспределяют полномочия между президентом, парламентом и назначаемым депутатами правительством. По сути «диктаторский» период в истории Грузии заканчивается, и теперь в центре политического поля будет стоять парламент, а главной фигурой станет премьер-министр. То есть классическая европейская схема.
При этом парламент, сформированный в одной политической схеме (при помощи админресурса и при огромном рейтинге правящей партии «Национальное движение»), главным игроком станет уже в совершенно другой — с предполагаемыми свободными выборами и свободной конкуренцией примерно равных по весу политических партий. Подобное сальто позволит обезопасить курс реформ, по крайней мере, еще на 4-5 лет вперед. Другая тонкость заключается в том, что после выборного цикла основатель новой Грузии Михаил Саакашвили покинет свой пост и, скорее всего, вообще уйдет из политики. «Непримиримая оппозиция», которая обвиняет действующего президента во всех возможных грехах, считает, что «политическое животное» не может так просто оставить власть и приписывает ему желание после конституционной реформы занять кресло премьер-министра (что, кстати, закон ему не запрещает) и тем самым опять стать самой сильной фигурой в стране. То есть люди, которые все чаще призывают президента России Путина «защитить свободные выборы в Грузии от тирана Саакашвили», обвиняют последнего в путинизме. Третья тонкость состоит в том, что «операция преемник» все же состоится. В июле глава МВД Грузии Вано Мерабишвили, который и так был вторым человеком в стране, стал премьер-министром Грузии. После Зураба Жвания и до Мерабишвили должность премьера в Грузии во многом была технической, и политики с харизмой ее не занимали. Так что назначение одного из отцов «грузинского чуда» на должность премьера — явная заявка на транзит власти в его руки. Или путем выдвижения его в президенты от правящей партии, или путем сохранения за ним полнокровной должности премьера, уже после предсказуемой победы «Национального движения» на нынешних выборах (партия и сейчас занимает в парламенте 119 из 150 мест, и сдавать своих позиций не намерена).
Очередную критическую точку, выборы 1 октября, Грузия опять встречает расколотой (как будто страна и не знала вообще ни одних спокойных выборов), пусть и расколотой не на две половины, а, скажем, в отношении 4/5 к 1/5.
Объединенная оппозиция, единственная реальная сила, которая хоть как-то может противостоять действующей власти, представлена коалицией «Грузинская мечта» во главе с человеком, отказавшимся от российского и французского паспортов и лишенного паспорта грузинского, Бидзиной Иванишвили. Коалиция заявлена в декабре прошлого года. Ее лидер и спонсор – Иванишвили (человек с 6 миллиардами долларов, что немного превышает бюджет Грузии) не скрывает, что коалиция создавалась специально под выборы и что после выборов она, скорее всего, распадется. Пока помимо очень резкой критики действующей власти, деятельность «Грузинской мечты» ограничивается раздачей стиральных машин, предложением оплатить жителям Тбилиси счета за электричество и другими различными идеями, как спустить бешеные деньги на ветер популизма.
К перетягиванию «простых грузин» подключилась и власть. Если первый этап в развитии грузинского проекта характеризовался наведением порядка, реформирование силовых структур и «нулевой терпимостью» к преступности, то теперь правительство Мерабишвили взялось за социальную сферу. В стране с 15-процентной безработицей, по официальным данным, и с 60-процентной, по данным оппозиции, приоритетами объявлены социальная защита, повышение уровня жизни населения и сельское хозяйство, где занято около 50% населения страны, но которое при этом дает только 8% ВВП. Получается, что либертарианский проект приобретает яркие социальные ноты, что в конце концов может его и угробить.
Если пытаться дать прогноз развития грузинского проекта на ближайшие несколько лет, то очевидно, что правящая партия «Национальное движение» одержит убедительную победу на выборах 1 октября и сформирует правительство и большинство в парламенте. Очевидно, что оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» распадется после выборов, так и не сумев взять власть, хотя некоторые уличные столкновения и непризнание итогов выборов со стороны Иванишвили возможны.
Благодаря поправкам в Конституцию, ближайшие 4-5 лет правящая элита может чувствовать себя спокойно. Наиболее интересен теперь вопрос президентских выборов: Саакашвили на третий срок баллотироваться не может и не будет, Иванишвили не имеет на данный момент грузинского гражданства, а вся львиная доля властных полномочий с 2013 года будет находиться в руках премьер-министра, так что и Вано Мерабишвили останется на своем посту.
Получается, что мы рискуем столкнуться с интересной ситуацией, когда президентские выборы опустятся до уровня муниципальных, а избираться на них будет сугубо «технический кандидат». Но для того, чтобы дойти до этой стадии, сначала надо пройти через тряску и шторм «последних управляемых выборов».