Украина: «Удар» по оппозиции?
За месяц до парламентских выборов ситуация с прохождением партий в украинскую Раду более или менее определилась, и в целом она мало отличается от стартовых прогнозов. В новый парламент гарантированно пройдут четыре партии: нынешняя партия власти (Партия регионов), объединенная оппозиция («За Батькивщину»), партия «Удар» Виталия Кличко и коммунисты Петра Симоненко. Никаких шансов нет у «полумертвой» «Нашей Украины» Виктора Ющенко, откровенно технологическая «Украина – вперед!» Натальи Королевской не добирает 2% до проходного 5-процентного барьера, «Свобода» Олега Тягнибока, по разным данным, получает от 3 до 4% и остается за бортом.
Тем не менее, в последние недели привычная и предсказуемая картинка партийных рейтингов стала ощутимо «фонить», политологи и журналисты заговорили о «заказном скандале», а нарушителями спокойствия стали социологи. Интрига связана не с лидером гонки: Партия регионов, не сказать, чтоб уверенно, но удерживает первенство с 20-22% голосов, и в этом социологи относительно едины. А вот рейтинг оппозиции с некоторых пор колеблется от 20% до 13%, что уже за рамками допустимой погрешности, и впору говорить о «социологическом ангажементе». Но главный сюрприз преподнесла «боксерская» партия, неожиданно опередившая «объединенных оппо» и якобы вышедшая на второе место с 14 процентами. Иными словами, если верить опросам Киевского международного института социологии (КМИСа) и журнала «Социалогические исследования», партия Виталия Кличко сравнялась по рейтингу и даже на 1% обошла соединенные силы Юлии Тимошенко и Арсения Яценюка.
Насколько это вероятно и что за этим стоит?
Даже если оставить за скобками «заказные манипуляции» и «проплаченные фальсификации», сводные графики четырех основных социологических служб, которые приводит в последнем номере украинский «Форбс», действительно свидетельствуют о том, что кривые оппозиции в лучшем случае стоят на месте и показывают скорее падение, нежели рост. Между тем, персональный рейтинг Виталия Кличко очевидно вырос после недавней победы над Мануэлем Чарром. Руководитель все того же КМИСа Валерий Хмелько призывает относиться к этой тенденции с осторожностью: «Опрос 75% людей, попавших в выборку, проходил после 9 сентября, когда состоялся последний боксерский поединок Кличко, в котором он победил. Это повлекло за собой серьезный рост его поддержки среди мужчин – она составляет 17%, тогда как среди женщин рейтинг этой партии 11%». Социологи из Центра Разумкова полагают, что, когда победная эйфория пройдет, кривая успехов боксерской партии пойдет на спад — в августе, по данным Центра Разумкова, рейтинг «Удара» составлял не более 11%.
Скорее всего, так и будет и к середине октября картинка «устаканится», однако политические аналитики всерьез стали говорить об активизации манипулятивных технологий, о «сталкивании лбами» двух партий, способных составить конкуренцию «Регионам», и о вероятной провокации: в конце концов, если противники нынешнего лидера будут бороться не с партией власти, а друг с другом, не трудно догадаться, кто окажется в выигрыше.
Пока же «Удар» и оппозиционная партия Яценюка и Тимошенко играют на одном поле, ведут позиционную борьбу на «мажоритарке» и пытаются поделить тот электорат, который ни в коем случае не станет голосовать за нынешнюю власть. И если рост рейтинга боксера-чемпиона — факт отчасти ситуативный и преходящий, то падение популярности оппозиции составляет действительную проблему. С умеренной, мягко говоря, харизмой Арсения Яценюка никаких чудес не произошло, впрочем, рейтинги Яценюка с удивительной последовательностью демонстрируют ту же «обратную динамику», что и на последних президентских выборах: в начале марафона они находятся на верхней точке, ближе к концу «падают в бездну». Юлия Тимошенко отчаянно борется за присутствие в медиа и цепляется за любой информповод, но, похоже, украинцам приелись больничные сериалы и им легче поверить в победу боксера, нежели в чудесное возвращение качановской узницы.
Фотография РИА Новости