КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииГрузинский гамбит

2 ОКТЯБРЯ 2012 г. СЕРГЕЙ ШКЛЮДОВ

РИА Новости

Только что в Грузии состоялись парламентские выборы. В условиях классической для «оранжевой» революции войны экзит-поллов, когда разница по данным с обоих фронтов достигала пары-тройки десятков процентов, конечно, нельзя говорить о строгих цифрах. Можно лишь подвести черту под общим результатам, что через несколько часов после закрытия избирательных участков и сделал президент страны Михаил Саакашвили. Итог прост: правящая партия «Единое Национальное движение» проиграла по партийным спискам оппозиционной коалиции «Грузинская мечта», которую фактически возглавляет российский олигарх Бидзина Иванишвили. При этом победу по одномандатным округам правящая партия решила придержать за собой. Если вспомнить, что грузинский парламент формируется смешанно, и 77 мест предоставляется по пропорциональной системе, а 73 по мажоритарной, то становится понятно, что власть, отдав победу, по сути, оставила ее за собой. Можно поздравить всех. Победила и Грузия, которая перешла от управляемой демократии (смотрим последние президентские выборы образца 2008 года) к реально функционирующей. И правящая власть, сохранившая за собой формальное, пусть и минимальное большинство в парламенте. И оппозиция, чья «Грузинская мечта» неожиданно пришла в забеге первой. Хотя победа оппозиции все же получается немного пиррова.

Теперь по пунктам.

Во-первых, абсолютно ясно, что объединенная оппозиция готовилась к совершенно другому сценарию выборов: правящая партия берет свои 70-75%, формирует абсолютное большинство в парламенте (как было в прошлый раз – 119 из 150 депутатских кресел), а «Грузинская мечта» выводит людей на улицы под лозунгами типа: «У нас украли победу», «70% набрали мы, а не они» и «Тиранический режим попирает грузинскую демократию». Дальше читаем учебник «Оранжевая» революция. Сделай сам».

Получилось все совершенно наоборот. Не знаю, нечаянно или нарочно, но Саакашвили с перепугу прошел по лезвию бритвы, умудрившись и сохранить за своей партией власть, и выбить у коалиции Иванишвили ее главный козырь – поражение в выборах. Потому что только если вы проигравшая, обиженная сторона, вы имеете полное моральное право взывать к народным массам и требовать пересчета голосов. Одержав победу, как-то глупо кричать о том, что у тебя ее украли. Если ты занял первое место и набрал от 35% до 51% голосов, опять же глупо заявлять, что ты должен был занять первое место с 75-90%. Пребывающие в состоянии эйфории сторонники обычно не очень настроены брать штурмом Центральную избирательную комиссию. Злобы нет, и нет обиды.

Получается, что, отдав часть, Саакашвили сохранил за собой все – власть. Сдав столицу оппозиции, президент сохранил за собой страну.

Во-вторых, теперь огромный интерес будет привлечен к новому парламенту. Не только потому что с 2013 года Грузия превращается в парламентскую республику, а потому что теперь грузинский парламент рискует из тихого, монополизированного властью инструмента превратиться в шумную (с драками, блокированием трибун и вызовами полиции) разновидность Украинской Рады. Однако внешняя сторона нового издания парламентаризма не должна будет мешать нам увидеть ее суть. Еще до дня выборов, наверное, будучи преисполнен пессимизма, Иванишвили заявил на митинге своих сторонником, что скоро их, сторонников, коалиция «Грузинская мечта» опять распадется на пять крупных и множество мелких частей, как и было раньше, до того как они «все вместе собрались». Если в случае поражения коалиция начала бы разбегаться еще на бессрочном митинге у президентского дворца (в течение времени и при отсутствии результата), то теперь можно сказать, что еще некоторое время «мечтатели» пробудут вместе. Формирование коалиции и дележка министерских портфелей рискуют рассорить партии, составляющие «Грузинскую мечту», как когда-то после революции на Украине «оранжевые» силы умудрись очень быстро перессориться и стать заклятыми врагами. Кстати, благодаря такой «дружбе» Украина за пять лет правления Ющенко пережила 3 политических кризиса, одни досрочные выборы и еще одни «паленые» досрочные выборы, когда процесс смогли обратить вспять. Не исключено, что подобная картина в ближайшие несколько лет ожидает и Грузию.

Что касается правящей партии «Единое Национальное движение», то благодаря победе в большинстве одномандатных округов она вполне сможет сохранить за собой относительное большинство в парламенте. И, скорее всего, самостоятельно или, отколов, перетянув или купив несколько кусочков «Грузинской мечты», назначить своего премьер-министра, который с 2013 года будет первым по полномочиям лицом в государстве.

Будет уместно сравнить нынешний этап в развитии партии власти с судьбой их российских коллег – партии «Единая Россия». Потеря на выборах 15% результата по сравнению с 2008 годом никак не помещали «единороссам» продолжать играть ведущую скрипку в Государственной Думе и принимать удивительные по красоте, абсурдности и взяткоемкости законопроекты, касающиеся всех сфер жизнедеятельности. Так что если вы переживаете за продвижение грузинские реформ, то можете успокоиться.

В-третьих, можно ли сказать, что власть, а именно Саакашвили, «извлечет урок» или «испугается результатов»? Если снять с повестки дня «Грузинской мечты» сообщения «о кровавом режиме», то в сухом остатке останется безработица, бедность, проблемы здравоохранения и желание хоть немного, хоть в форточку впустить в страну немного России. При этом в идеологии Иванишвили совершенно мирно уживаются и призыв к дружбе с Россией, и обвинения в адрес «режима» в сдаче ей – России – Абхазии и Южной Осетии. Так что сейчас вполне можно ожидать, что начнется медленное налаживание отношений между Грузией и Россией, и крен кавказской республики на западный борт будет не столь сильным. Что касается социальных вопросов, то именно они составляют костяк премьерской программы Вано Мерабишвили, с которой он пришел на пост главы правительства в июле этого года. Можно сказать, что в ближайшие несколько лет образование, здравоохранение и – головная боль грузинского руководства – сельское хозяйство станут основными направлениями работы нового правительства. Если Саакашвили и его преемники во власти смогут не спикировать в популизм и бессмысленные траты, а инвестирование не превратится в заливание пожара деньгами, то через четыре года рейтинг правящей партии на волне социалки вполне может отрасти обратно до стартовых позиций.

Что в остатке?

Благодаря поражению по партийным спискам и победе с минимальным результатом власть смогла и выбить из-под ног у лидеров будущего протеста моральную основу, и заручиться полной легитимностью – как в глазах собственного народа, так и в глазах Европы. Получается, что иногда поражение может принести гораздо больше фактических выгод, чем любая победа с заоблачным результатом. И если объединенная оппозиция в лице «Грузинской мечты» и Иванишвили на голову выше оппозиционного объединения Левана Гачечиладзе, то вполне можно ожидать, что «гражданское обучение» грузин продолжится, и через четыре года в республике будет еще более качественная оппозиция.

Фотография РИА Новости

Версия для печати
 



Материалы по теме

Можно ли победить воровство? // АЛЕКСЕЙ БОЛГАРОВ
Приговор грузинскому народу // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Власть негодяев // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Бал неопределенности // АВТАНДИЛ ЦУЛАДЗЕ
Второй урок для Грузии // СЕРГЕЙ ШКЛЮДОВ
Саакашвили важно, чтобы выборы были признаны легитимными // МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ
Реконструкция // ВЛАДИМИР НАДЕИН
Победа и поражение Михаила Саакашвили // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Десять и один // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Гамсахурдиа-2 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН