КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииОппозиция соревнуется, власть выигрывает

13 НОЯБРЯ 2012 г. МИХАИЛ МАГЛОВ


После двухнедельного подсчета голосов ЦВК Украины подвела официальные окончательные итоги. С учетом партийных и одномандатных округов Партия Регионов получила 184 мест в Раде, ВО «Батькивщина» — 101, партия Кличко «Удар» — 40, ВО «Свобода» — 37, КПУ — 32, иные партии — 4. И 43 самовыдвиженца. При этом треть членов ЦВК назвали выборы несвободными и недемократичными, несмотря на высокую оценку их российского коллеги Чурова.

Чтобы разобраться с тем, как же прошли украинские выборы и почему оппозиция митинговала на прошлой неделе у ЦВК, я встретился с Александром Солонтаем, экспертом Института политического образования, которому летом этого года без объяснения причин запретили въезд в Россию.

— Александр, на прошлой неделе проходили ежедневные митинги возле ЦВК, в прессе говорят о том, что оппозиция готова сдать мандаты, ссылаясь на массовые нарушения на выборах.

— Оппозиция пошутила, не надо воспринимать всерьез разговоры про сдачу мандатов.

— Выборы все же прошли честно?

— Выборы прошли нечестно, но оппозиция их признает. Оппозиция удовлетворена общим своим результатом. Вместе они взяли больше, чем Партия Регионов. Проблема не в том, что в мажоритарных округах выиграла Партия Регионов. Проблема в том, что оппозиция не может договориться про совместных кандидатов на проблемных территориях. Получается, что в тех округах, где оппозиция проиграла, она выставляла в основном кандидатов и от «Удара», и от «Батькивщины», и от «Свободы».

— А как же соглашение о единых кандидатах, о котором за неделю до выборов объявляли «Батькивщина» и «Удар»?

— По этому соглашению договориться удалось лишь по нескольким округам. В большинстве округов так и остались разные кандидаты. Даже в Киеве сейчас происходит драка на 223 округе, до сих пор идет подсчет голосов. Проблема в том, что кандидат от «Удара» забрал такое количество голосов, что если бы он не баллотировался, то уже давно бы закончился подсчет, уже давно был бы очевиден проигрыш кандидата от власти. В результате, мы имеем проблемы в некоторых округах. Именно это послужило основой для заявления оппозиции, что если не посчитают правильно эти округа, она сложит мандаты или не возьмет эти мандаты. Но это на самом деле просто слова и политические заявления.

— Какие основные нарушения были на выборах? Как их можно классифицировать?

— Наш институт перед выборами сделал презентацию, которую все могут посмотреть. О том, какие на выборах происходят нарушения. Такая смешная инструкция «Как сфальсифицировать выборы?». И там есть все виды фальсификаций. Так вот все, что мы написали — все произошло. Даже самое плохое — каскадные подсчеты.

— Какие нарушения были самыми распространенными?

— На четвертом месте — голосование на дому людьми, которые не планировали голосовать на дому или вместо которых голосовали на дому. На третьем месте — вбрасывание бюллетеней членами комиссий или «карусели». На втором месте — подкуп. Просто прямые платежи людям. Людям давали деньги, они голосовали так, как их просили, и очень часто это работало. И самый распространенный вид фальсификации — это голосование вместо тех граждан, которые не должны были голосовать. То есть приходили люди, которые не должны голосовать на этих участках, и получали бюллетени за других избирателей или «мертвых душ».

В некоторых регионах номером один был подкуп. Например, в Ужгороде победил кандидат от Партии Регионов только благодаря системе скупки голосов. В некоторых округах подкуп был невозможен, потому что были другие обстоятельства, и там хорошо работала система голосования за «мертвые души». Где-то работала система «каруселей». В разных регионах были разные виды фальсификаций. До дня голосования — это был подкуп избирателей, а после дня голосования — это был каскадный подсчет, когда считали неправильно в участковых комиссиях, считали неправильно в окружной комиссии, считали неправильно во время пересчета, поправляли протоколы, по ходу меняли данные протоколов. В Волынской области в округе Игоря Гузя, где выиграл кандидат Ивахив, зафиксировано, что экзит-полл и параллельный подсчет показывали одни результаты, а уже сданные протоколы — другие, то есть зафиксированы несовпадения между протоколами и результатами. В Киевской области в городе Белая Церковь кандидат от «Свободы» победил по экзит-поллу и параллельному подсчету, но, как показали данные окружной комиссии, победил «независимый», но в действительности кандидат от власти Виталий Чудновский.

Есть еще аномальные округа. В Донецкой области есть округ Попкова, есть округ Левченко — это кандидаты от Партии Регионов, которые получили рекордные проценты. Когда мы посмотрим, какая была явка в этих округах, мы поймем, что она была очень высокой, поэтому они и получили рекордные проценты. Была штучно увеличена явка, и соответственно — дополнительные голоса получили Партия Регионов и кандидат от Партии Регионов.

— Как ты оцениваешь на этих выборах работу наблюдателей, в том числе международных?

— Это туристы. Они приходили, смотрели, ничего не понимали и шли на другие участки. Они не были включены в систему.

— А украинские наблюдатели?

— Украинские наблюдатели у нас на украинском языке официально называются «спостерiгачi». А мы их в народе называем «спостерiгуни». То есть это такие люди, которые сидят на лавочке в углу, ждут, когда им принесут информацию, потом идут, обменивают копию протокола на 100 долларов и довольны, что они заработали денег. Они ничего не понимают в наблюдении, они не включены в систему, они не работают на реальные, параллельные подсчеты и систему противодействия. Штабы набирают за деньги платных агитаторов, штабы набирают платных работников, платных членов комиссий и платных наблюдателей. Эти платные наблюдатели имеют одну денежную мотивация и больше никакой. У нас в политических партиях, в политической системе Украины нет волонтерства. То есть наблюдатели — это дохлый номер. Кончено, там очень часто появляются хорошие люди, добросовестные люди, профессионалы и так далее. Но это, к сожалению, больше позитивное исключение, чем практика.


— Какой все же расклад получается в Раде с мандатами?

— Партия Регионов имеет почти 225 голос, если добавить туда самостоятельных мажоритарников, которые победили. На самом деле они шли самостоятельно только для того, чтобы не дискредитировать себя брендом Партии Регионов. У них очень много голосов, и президент поставит перед ними задачу сформировать обычное большинство, но они не дотягивают до этого.

— Как ты думаешь, будет сформировано это большинство?

— Возможно, позднее, за счет «тушек» (перебежчиков из других партий). Если «тушки» будут приниматься непосредственно во фракцию Партии Регионов, а не в какую-то буферную фракцию, тогда Партия Регионов будет иметь большинство без коммунистов. Коммунисты на каком-то этапе перестанут быть союзниками Партии Регионов, потому что есть логика президентских выборов. Коммунисты и Симоненко (лидер КПУ)будут пытаться выйти с орбиты влияния Партии Регионов на фоне дальнейшего падения рейтинга и попробовать сыграть свою самостоятельную игру на президентских выборах. Сначала обманут Партию Регионов, притворившись хорошим союзником, прорвутся во второй тур, а потом попробуют «кинуть» Партию Регионов и выиграть президентские выборы, выдвинув Симоненко. План почти невероятный, но это то, что они будут пытаться сделать.

— Чем закончится история с требованиями оппозиции по поводу этих пяти округов? Люди сейчас стоят у ЦВК...

— Какие люди?

— Ну те, что за партийные деньги...

— Не только! Некоторая часть общественных лиц подошла, посмотрела на требования оппозиции, увидела, что это про выборы, а не про страну, развернулись и ушли. Эта история повторяется в украинской политике не первый раз. Снова какой-то призыв, никакой системной подготовки, собрались, послушали лидеров, ничего людей не увлекло, и они разошлись. Хотя на первом и на втором митингах было очень много участников. Но оппозиция не смогла развить эту волну и пошла на торг.

— Последний вопрос про выборы. Как ты думаешь, у Кличко есть президентские амбиции?

— Да. Вся проблема этих выборов в том, что у Кличко, Яценюка, Тягнибока и у других лидеров раньше времени появились президентские амбиции. Вместо того чтобы консолидироваться в округах, они уже начали определяться: если этот кандидат победит, с кем он будет и кого на президентских выборах поддержит. В результате не победил ни тот, ни другой.

— Интересно твое мнение по поводу ситуации с Развозжаевым.

— Это ужасно. Я когда услышал о Развозжаеве, сразу стал думать про других политэмигрантов.

— Как ты думаешь, это действовали только российские спецслужбы или участвовала СБУ (украинский аналог ФСБ)?

— Нет, я думаю это российские спецслужбы. Очень часто во многих делах работники нашего СБУ ведут себя как филиал ФСБ, если судить по их заявлениям, если смотреть на последствия их действий. Не имеет никакого значения, участвовали они технически или нет. История с Развозжаевым показала, что Украина не имеет своей системы безопасности. Любая спецслужба может забрать любого гражданина любой страны на территории Украины.

 

Подведу итоги: несомненно, прошедшие выборы стали самыми «грязными» на Украине, как в плане использования «черных» технологий в битвах одномандатников, в которых активно участвовал большой бизнес, так и в том, что касается эксплуатации административного ресурса на востоке Украины, где находится традиционный электорат Партии Регионов. Не зря Партию Регионов часто сравнивают с «Единой Россией».

Несмотря на неплохой общий результат оппозиции, все же она проиграла. Проиграла, потому что не смогла объединиться и выступить единым фронтом. Проиграла, потому что президентские амбиции лидеров оказались важнее общей победы. Проиграла, потому что предпочла торг с Януковичем борьбе. Проиграла, потому что не смогла предложить нового пути развития Украины. Все основывалось на лозунгах и прошлых победах. Все партии, от коммунистов и «регионалов» до оппозиции, шли на выборы с социальными обещаниями, не предлагая механизмов их достижения, хотя в оппозиции есть много опытных политиков и управленцев.

С другой стороны, лидеров оппозиции можно понять: возьми они явное большинство в Раде, пришлось бы решать многие нынешние проблемы в преддверии кризиса. Например, выпустить из заключения Тимошенко, которая, естественно, затмит Кличко, Яценюка и Тягнибока и пойдет на президентские выборы.


Поэтому есть доля правды в словах эпатажного депутата Рады, лидера Радикальной партии Олег Ляшко: «Вони під її юбкою хочуть залізти до Парламенту. А вона хай сидить. Їм вигідно, щоб вона сиділа».

Парламентские украинские выборы стали ареной для предварительных сражений перед президентскими выборами в 2015 году. Эти сражения, несомненно, продолжатся в Раде, но вряд ли они помогут Украине развиваться.

Фотографии автора

Версия для печати
 



Материалы по теме

В СМИ //
В СМИ //
В СМИ //
Поменять войну на саммит // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Прямая речь //
В блогах //
Деэскалация, которой нет // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Прямая речь //
В блогах //