Утешительные выводы, или Десятый пункт против уныния
Привычная московская зимняя хмарь не добавляет радости. Просыпаешься в тоскливой тьме украденного Медведевым и пока не возвращенного зимнего времени и начинаешь считать дни до весны. Вот и я перешел сегодня на зимнюю форму, надел любимую «аляску», повязал белую ленточку, вспомнил, что сегодня ровно год со дня пробуждения гражданского общества.
Все-таки дружба с Митяевым имеет для меня хорошие последствия. Сами собой потекли воспоминания. Как там у Олега? «Память наша пленкой рвется, как в кино». Вот она моя хронология прошедшего года.
5 декабря под ледяным дождем с другом Женей пытались пройти поближе к сцене на Чистых прудах и не смогли. Первый раз за долгое время был потрясен количеством людей, пришедших на этот раскисший и превратившийся в месиво пятачок.
Потом была «Болотная». Отогревался в Ударнике в кафе «Рис и рыба», познакомился с Сашей Елиным, хотя их тогдашний хит «Наш дурдом голосует за Путина» со сцены почти не было слышно.
24 декабря, проспект Сахарова. Уже другое дело и акустика — и оформление, и свет. Стоял на сцене, отогревал кофе Ксению Собчак в белой, по политическому духу времени, курточке, хотя теперь думаю, что дрожала она не от холода, а от волнения и нервного напряжения. Алексей Кудрин, направляясь к микрофону, попросил подержать его шапку и перчатки, я, помнится, спросил: «Не холодно?» А он улыбнулся и очень серьезно сказал: «Выйду к народу с непокрытой головой». Вообще тогда на сцене, казалось, были все: от Касьянова с Явлинским до Тора с Крыловым. Хотя обстановка была менее добродушной, чем на «Болотной». Пытались бузить националисты. Пчелы партии «Дело», летающие над площадью на огромных белых шарах, протестовали против вступления в ВТО, де-факто вступили чуть позже — 23 августа. Это все из хроник прошедшего года.
4 Февраля шел пламенным маршем по морозной Якиманке рядом с Прохоровым.
Затем автопробег «Белое кольцо» с белым презервативом вместо шарика, веселый Володя Рыжков, радостно машущий рукой из гудящего джипа Сергея Алексашенко.
Живая цепь «Белая лента», мой 8-летний сын Иваныч дал первое в своей жизни интервью Николаю Николаеву, рядом улыбался Сергей Пархоменко, на Колхозной в тот день крупными хлопьями шел снег.
Фонтанная история на Пушкинской, сломанная рука Алены Поповой.
Разбитый полицейской дубинкой айпад 6 мая у того же «Ударника».
Прогулка с писателями по бульварам. Потом по тому же маршруту 12 июня, в День России, в компании великого Макара и «уголовницы» Божены Рынски, она в то время была под подпиской о невыезде, сильно переживала, близилась пора отпусков. Ночевал «у Абая», рассказывал студентам, что такое нефтяное проклятье, потом жаркие вечера и «народный микрофон» на Кудринской.
Наконец 15 сентября — с женой, сыном, дочкой на шее шли с белыми лентами по осенней Москве, долго фотографировались на Рождественском бульваре. Пожилая женщина, в маске известного стерховодца, была главной достопримечательностью того Марша миллионов. Хотя чувствовалось, что многие пришли больше не по призыву вождей, а следуя чувству долга. Протест явно терял энергетику.
Читая Рубинштейна в сегодняшнем New Times, вспомнил свои строчки:
«В эпиграф Главы вынесена мысль одного из великих сынов Соединенных Штатов Америки — Джона Кеннеди: «Те, кто делает мирную революцию невозможной, делают насильственную революцию неизбежной». Никому в истории человечества не удалось остановить историю. Задержать на время удавалось. Остановить — нет. Россию вновь задержали в ее историческом развитии. Еще один шрам на ее теле, еще один уродливый росток. Он будет иметь название «Тактика суверенной демократии». Подобно «осетрине второй свежести», «суверенная демократия» претендует на категориальную нишу.
Нет этой ниши» (из книги «Букварь моей жизни»).
Да, действительно, ниши суверенной демократии больше нет.
А истории действительно нужно помочь — кто, чем может. Мы 15 декабря выйдем на «Марш свободы» с лозунгом «2013 год — год конституционной реформы!». Считаю это главной задачей и содержательной повесткой оппозиции на ближайшее время.
Как там у Олега Григорьевича?
«Неутешительные выводы
Приходят в голову по осени,
Неутешительные выводы
Приходят в голову к зиме».
Нет, не согласен! Вполне себе утешительные.
Лев Семенович, к вашим «9 пунктам против уныния» добавляю свой 10-й — ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ!
Фотография ЕЖ / Мария Олендская