КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеРыночное рабовладение

28 ДЕКАБРЯ 2012 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

ЕЖ
Перед Россией стоит огромная стратегическая проблема. Можно назвать ее проблемой мигрантов. Можно назвать ее проблемой рабов, потому что бесправный мигрант, готовый работать (или делать вид, что работает) за еду или за несопоставимо низкую с гражданином России плату, де-факто есть раб.
Нам говорят, что мигранты есть во всех благополучных странах с низкой рождаемостью. Это вранье. В Японии их, например, нет. Перефразируя Андерсена, в Японии все жители японцы и даже дворник — японец.
При этом население Японии сокращается со скоростью 200 тыс. человек в год, а пенсионеры составляют 23,3% населения. Ну и? Страна перенаселена, если в ней будет жить не 130 млн, а 120, небо не рухнет. Мне скажут, что низкая рождаемость при длительной старости есть одна из причин японской стагнации. Ответ: нам бы такую стагнацию.
Нам говорят, что в России из-за убыли населения  нехватка рабочих рук. Вот вы мне физически объясните — это как? В начале XIX в. в России жило 36 млн чел. Тогда что, не хватало 100 млн? Очевидно, что если население уменьшается, то уменьшается не только количество рабочих рук, но и потребность в этих руках.
Предположим, через полвека в России будет жить 120 млн чел. вместо 140. Да, это нехорошо, Россия не Япония, перенаселенной нашу страну, спасибо Сталину, ГУЛАГу и революции, нельзя назвать. Но что лучше — 120 млн русских или 240 млн, из которых 120 млн таджиков?
Тип хозяйства, который сейчас складывается в России, хорошо известен в истории. Это — рабовладельческое хозяйство.
У нас с этим термином большая путаница, потому что еще в школе всех учили, что сначала было рабовладение, потом феодализм, а потом капитализм, и на знаменах Спартака было написано: «Вперед к феодализму, светлому будущему человечества».

ЕЖ
На самом деле рабы бывают в самых разных  обществах и составляют, видимо, один из первых типов собственности, появившийся еще у первобытных племен (люди и муравьи — единственные виды живых существ, которые имеют специализированные армии и рабов), но есть вполне специфический тип рабовладельческого хозяйства — это хозяйство, работающее на рынок. В этом хозяйстве рабов очень много, и они заменяют машины.
Именно так были устроены римские поместья или американский Юг.  Суть обширного римского имения III в. н.э. в том и заключалась, что это хозяйство существовало не в рамках патриархальной экономики (где два-три раба вместе с хозяином пахали бы поле), а в рамках обширного рынка, на котором продукция тысяч рабов находила спрос.
Последствия подобного рыночного использования рабов для культуры всегда катастрофические, по одной простой причине — рабов, как капитала, не может быть слишком много. Число рабов перегоняет или становится сопоставимо с числом свободных, а дальше происходит неизбежный крах.
Я не знаю, был ли кто-нибудь из моих читателей на островах Карибского моря. Это очень поучительное зрелище. Это благословенный климат и благословенная земля, которая была открыта европейцами и ими же заселена рабами, которые возделывали плантации сахарного тростника — самого ходового рыночного товара тех дней.
Сейчас белых там нет. (Кое-где понемногу заселяются обратно на отдых.) Где-то их вырезали, как на Гаити в 1804-м, где-то они уехали сами, как с Барбадоса в 1930-х, когда их оттуда стали выживать примерно теми же методами, которыми русских выживали из Чечни, потому что нет ничего страшнее рабовладения, и только одну душу оно развращает сильнее, чем душу господина — душу самого раба.
Еще поучительнее ситуация была в Римской империи. Римскую империю, начиная где-то с III века н.э., постигает «обезлюдивание», такое же относительное, как в России. (Настоящее обезлюдивание началось после вторжений гуннов в V веке и голода и эпидемий в VI.) Связано оно было отчасти с примитивной системой велфера: в Риме, Антиохии, Константинополе черни раздавали хлеб, поэтому трудились — рабы.
Образованные римляне создали веротерпимую цивилизацию и изысканную стоическую философию. А рабы увлекались религиями для униженных и оскорбленных, и в один прекрасный момент императоры проснулись и обнаружили, что в городе Риме христиане составляют большинство. Все достижения веротерпимой античности были сметены новой религией рабов и варваров, и Европа на тысячу лет погрузилась во тьму.
Основная особенность рабского капиталистического хозяйства очень проста. Оно не нуждается в машинах. Оно нуждается в рабах. Рабы и инновация — вещи противоположные. Если у вас в хозяйстве жернов для выжимки масла вращают рабы, вам не нужна паровая машина, и даже осел вам не нужен. Если у вас в магазине за кассой стоят рабы, то новая электронная система, при которой берешь товар с полки и сам учитываешь его сканером, вам не нужна — рабы дешевле. Более того, рабы и модернизация несовместимы, рабы сложными электронными системами пользоваться не умеют.
Это я все к тому, что процессы, происходящие в России, нельзя рассматривать просто с точки зрения «рынка труда» и кто чье рабочее место занял.
Ее можно и нужно рассматривать как сознательную политику авторитарного правительства, заинтересованного а) в максимизации прибыли правящего сословия, на которое работают рабы, б) в развращении всего остального населения для создания системы госзависимости.
В краткосрочном плане эта политика действительно укрепит власть Кремля. В долгосрочном она приведет к тому, что нас постигнет участь белых на Барбадосе. И на руинах Большого театра ваххабиты будут жечь книги Пушкина.

Фотография - Ольги Пашковой / ЕЖ

Графика - Мария Олендская  / Еж

Версия для печати